Система не проверяет разрешения на использование брендов ни на одном из этапов регистрации товара в системе
Система «Честный знак» не поможет маркетплейсам избавиться от наплыва не оригинальной продукции, но снизит количество контрафакта и «отбелит» рынок от нелегальных продавцов. Таким мнением в беседе с «Логирусом» поделился директор департамента Мастер дата ТПХ «Русклимат» Игорь Татаренко.
История вопроса:
– Когда какая-либо категория товара начинает маркироваться, это в любом случае «обеляет» производителя. Регистрация в системе «Честный знак» подразумевает наличие сертификатов качества товара, штрих-кода, зарегистрированного в GS1, «выход из тени» продавцов, которые ранее не платили налоги, а также наличие полной информации о маркированном товаре, – объясняет эксперт.
По словам Игоря Татаренко, соглашение системы «Честный знак» с маркетплейсами улучшит ситуацию на рынке – зарегистрированных продавцов станет больше. Но защитить конечного потребителя от контрафакта это полностью не поможет.
– Абсолютно любая организация может беспрепятственно зарегистрироваться в «Честном знаке». При этом ни на каком этапе работы системы не проверяются права на выпуск продукции под тем или иным брендом. «Честный знак» выдает марки, которые следует нанести на продукцию. Но контроля за соблюдением интеллектуальных или авторских прав там просто нет. Поэтому, более-менее качественно сшитые футболки под брендом Adidas за 500 рублей останутся на рынке. Еще сложнее ситуация обстоит с использованием авторских прав – например, есть качественная футболка или кроссовки, на которые нанесены персонажи мультфильмов или иных известных и популярных названий, такие как «Маша и медведь», «Винни Пух», «Тачки» или условно «Metallica» и других исполнителей. К качеству товаров претензий нет, но все эти товарные знаки нанесены на продукцию нелегально, – отмечает собеседник «Логируса».
Система, считает Игорь Татаренко, сможет показать поставщика или импортера товара, количество товара, а также кому и сколько было продано. В случае жалоб от конечного потребителя через приложение «Честный знак», всю партию можно будет заблокировать для продажи благодаря коду маркировки. Но использование лицензий и разрешений от брендов, особенно в условиях, когда большинство международных компаний покинули российский рынок, никто проверять не будет.
В ЦРПТ (LR. оператор государственной системы маркировки «Честный знак») прокомментировали, что зарегистрироваться в «Честном знаке», действительно, может любая организация, однако контроль за соблюдением интеллектуальных прав в системе осуществляется. Для этого разработан механизм «Защиты бренда». С помощью этого механизма «правообладатель, уполномоченный импортер или лицензиат товара, подтвердивший свое право на товарный знак, может видеть все карточки товаров с его брендом в разрезе всех участников оборота товаров, которые завели эти карточки товаров, и количество кодов маркировки, которые были введены в оборот под этим брендом», пояснили в ЦРПТ.
– На основе данного отчета правообладатель может оперативно отслеживать всех новых участников оборота, которые регистрируют товары под его брендом. Еслиправообладатель видит нарушение, то он принимает решение, что с этой информацией делать: обращаться в суд, к нарушителю или в проверяющие органы. Механизм защиты бренда постоянно дорабатывается и в будущем планируется ряд усовершенствований, которые облегчат правообладателям процесс контроля за соблюдением их интеллектуальных прав, – заверили в ЦРПТ.
Президент АКИТ Артем Соколов видит во взаимодействии системы «Честный знак» и маркетплейсов хороший дополнительный инструмент для «очищения» площадок от некачественных товаров.
– Запросы от ЦРПТ по маркировке товаров станут частью развития Единой информационной системы по борьбе с контрафактом (ЕИС), созданной площадками год назад. Информация о нарушителе-продавце и его товарном предложении попадает ЕИС: площадки могут быстро провести необходимые проверки на своем ресурсе и принять превентивные меры в отношении отдельных карточек товаров, – отмечает эксперт.
По словам Артема Соколова, минусов в таком нововведении нет. Другие участники рынка интернет-торговли смогут присоединиться к механизму чуть позже, поскольку для его реализации требуется время на необходимые «технологические приземления» конкретных IT-систем.
Однако, Игорь Татаренко указывает на финансовую составляющую взаимодействия селлеров с системой «Честный знак».
– Процедура маркировки достаточно сложная и дорогостоящая. Одна марка стоит 60 копеек. Вроде немного. Но помимо этого, нужно напечатать и нанести электронный код, заставить всех партнеров работать с этой системой, закупить оборудование и сканеры, выделить людей, которые будут этим заниматься, – говорит директор департамента Мастер дата.
Для больших игроков рынка, которые давно работают с маркировкой, по мнению Игоря Татаренко, такие затраты не будут столь существенными, а вот малый бизнес будет терпеть убытки. Торговые компании и небольшие интернет-магазины, которые ранее не работали с маркировкой, могут просто исключить из своего ассортимента товарную категорию, попавшую под обязательную маркировку. Это связано с тем, что закупать специальное оборудование, платить за интеграцию, показывать госорганам свои фактические продажи и цепочки поставок может быть значительно затратнее, чем потерять оборот от той или иной категории.
– Кроме того, все затраты лягут на плечи конечного потребителя, которому сама система маркировки не дает никаких гарантий, что купленный товар является оригинальным. Единственное, в чем можно быть уверенным, что при регистрации на «Честном знаке» продавец предоставил сертификат качества на производимые товары, – резюмирует эксперт.
Напомним, ранее «Яндекс Маркет» и Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы маркировки «Честный знак») подписали соглашение, которое поможет выявлять нелегальных продавцов на площадке. «Честный знак» помогает выявлять торговцев немаркированными товарами. Если ЦРПТ подтвердит нарушение, то информацию направят на онлайн-площадку. После чего ритейлер сможет принять решение о судьбе товара на сервисе. LR