Найти тему
Vasilisa Premudrya

Ясли – стоит ли отдавать ребенка в них? Как это было в СССР. Ситуация по яслям в России и нужны ли они на сегодняшний день.

Ясли – это первое дошкольное воспитательное учреждение, где малыш может начать свой путь к образованию и социализации. Но, как и любое другое решение, решение отправить ребенка в ясли, имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы яслей

1. Социализация. Ясли предоставляют возможность малышу общаться с другими детьми и взрослыми, что помогает развивать социальные навыки. Ребенок учится делиться игрушками, слушать других, выражать свои мысли и эмоции.

2. Развитие. В яслях дети занимаются различными видами игровой деятельности, которые помогают развивать моторику, речь и когнитивные способности.

3. Профессиональный уход. В яслях работают опытные и профессиональные воспитатели, которые знают, как ухаживать за малышами и помочь им расти и развиваться.

4. Возможность для родителей продолжать свою трудовую деятельность. Ясли предоставляют возможность родителям оставлять детей под присмотром воспитателей и нянечек, и продолжать работать.

-2

Минусы яслей

1. Риск инфекционного заболевания. В яслях дети находятся вблизи друг друга, что может привести к распространению инфекций и болезней. В яслях многие из деток еще не имеют необходимых прививок.

2. Отсутствие индивидуального внимания. В яслях воспитателям приходится заботиться о многих детях, поэтому индивидуальное внимание каждому малышу может быть ограничено. Это может привести к тому, что ребенок не получит достаточного количества личного внимания и заботы.

3. Необходимость адаптации. Для многих детей первое посещение яслей может быть трудным и требовать большого времени для адаптации. В яслях детки оторваны от привычной домашней среды и от мамы. Ребенок может испытывать стресс и неудобства, находясь в незнакомой среде и в отсутствие родителей. Это может негативно сказаться на его эмоциональном и психологическом состоянии.

-3

Мнение психологов о яслях

Психологи считают, что устройство ребенка в ясли может иметь как позитивный, так и негативный эффект. Важно, чтобы родители учитывали особенности своего ребенка и его потребности. Многим маленьким детям нужно больше индивидуального внимания и заботы от родителей, поэтому для них лучше оставаться дома с мамой или папой. Другим малышам нравится общение с детьми и возможность вместе поиграть, поэтому для них ясли могут быть хорошим выбором. Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален и требует персонального подхода. Если ребенок еще слишком маленький и не готов к такой ежедневной разлуке с родителями, то лучше найти другой способ ухода за ним, например, одному из родителей остаться дома и взять отпуск по уходу за ребенком или подключить, если есть возможность, к этому бабушек.

Ясли в СССР

Советская власть сразу же, как только укрепилась, задумалась о детских садах и яслях.

  • В 20-х годах прошлого века начали разрабатывать программы детского воспитания, стали готовить специалистов в этой сфере.
  • До 1979 года декретный отпуск мамам предоставлялся на 56 дней до родов и 56 дней после. С 1979 года мамы могли продлить его до одного года без сохранения заработной платы. Для многих это было роскошью. Стране требовалась рабочая сила, в том числе женская. А так как в ясли принимали детей с двухмесячного возраста, то, вынужденные работать, мамы пользовались такой возможностью. Ребенок посещал ясли до трех лет, а после переходил в детский сад.
  • Детский сад времен СССР возводился в ранг серьезной ступени воспитания и был не просто местом, где можно вынужденно оставлять ребенка.

Советская система воспитания в садиках ориентировалась на принцип: «Все лучшее детям». Огромное внимание уделялось питанию. Меню составляли по рекомендациям специалистов о здоровой и вкусной пище — ничего жирного, жареного, соленого, острого, пряного. Топ самых частых блюд выглядел таким: манка, гороховый суп, омлет, гуляш, творожная запеканка, какао.

-4
-5
-6

Одно из общих воспоминаний бывших советских детсадовцев – тихий час. Дневной сон, пожалуй, не любили все. Но избежать этого пункта программы было нельзя. За съеденным обедом обязательно следовал отдых. В некоторых садах для более легкого засыпания практиковалось фоновое прослушивание спокойной классической музыки или рассказов в стиле Бианки и Пришвина.

Распорядок дня в садиках и яслях с советских времен не изменился. Выглядел он примерно так:

  • зарядка;
  • завтрак;
  • прогулка;
  • обед;
  • дневной сон;
  • полдник;
  • учеба или творчество.

Далее, за некоторыми детьми приходили родители. Остальные – гуляли, играли в игры.

  • График работы детских яслей в СССР был организован таким образом, чтобы максимально удовлетворять потребности родителей и детей. Обычно детские ясли работали в будние дни с 7 утра до 7 вечера. В выходные и праздничные дни ясли не работали.
  • Однако, график работы мог варьироваться в зависимости от региона и конкретного учреждения. Например, в некоторых городах детские ясли работали круглосуточно, чтобы обеспечить уход за детьми родителей, работающих в ночные смены или вахтовым методом.
  • Были также пятидневные ясли, когда родители забирали детей домой только на выходные. Этой формой графика часто пользовались семьи, где не было возможности оставлять детей у бабушек и дедушек. Молодые родители работали полную смену, а потом после работы посещали вечерне-заочное отделение техникумов и институтов.
  • Для того чтобы обеспечить удобство для родителей, детские ясли часто имели различные формы посещения. Например, можно было оставить ребенка на полный день, на полдня или на несколько часов. Прибегать среди дня в ясли могли, как правило, мамы, которые работали неподалеку.

Педагогический процесс в детских яслях был организован таким образом, чтобы обеспечить рациональное использование времени. В течение дня дети проводили время на играх, занятиях, физкультуре и прогулках на свежем воздухе. Время на сон и отдых также было предусмотрено. Педагоги следили за развитием каждого ребенка и создавали условия для полноценного развития.

Ясли в современной России

На сегодняшний день, согласно законодательству Российской Федерации, детей можно отправлять в ясли с 1,5 лет. Однако, не все ясли - сады принимают детей такого возраста, некоторые учреждения принимают детей от 2 лет. Поэтому, родители должны заранее уточнить возможности яслей в своем регионе.

Все дети до трех лет будут обеспечены местами в яслях к концу 2023 года. Об этом 15 декабря 2022 года заявил президент РФ Владимир Путин на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам.
«Успешное развитие человека зависит от качественного образования и разностороннего развития. Такие возможности нужно обеспечить повсеместно, в любом регионе нашей страны. Мы строим детские сады и школы. К концу следующего года все дети до трех лет будут обеспечены местами в яслях», — сказал он.

В завершение статьи хотелось бы добавить, что ясли, несмотря ни на что, являются необходимым звеном в системе дошкольного воспитания детей. Да, многие родители не готовы отдавать малышей до трех лет в ясли, но иногда у людей возникают ситуации, когда по –другому никак. Это важно для родителей, которые в одиночку воспитывают детей, для семей где нет возможности воспользоваться помощью бабушек и дедушек, где доход семьи слишком мал при нахождении мамы в отпуске по уходу за ребенком.

Конечно, хорошим вариантом было бы иметь возможность выбирать: либо устраивать малыша в ясли и выходить на работу, либо до трех лет получать достойное пособие и заниматься воспитанием ребенка дома.

На сегодняшний день далеко не во всех регионах работают ясли, очень часто распространенная ситуация – когда родители не могут устроить ребенка в детский сад даже с трех лет из-за отсутствия мест в саду.

Будем надеяться, что ситуация с садами и яслями будет разрешена, и все желающие родители смогут устроить своих детей в государственные детские сады и ясли.

Мой канал https://www.9111.ru/questions/7777777772592514/