В новом кинотеатре «Мосфильма» состоялся закрытый показ картины Светланы Дружининой. В прокат первый эпизод четвертой части выйдет 5 октября. В ноябре зрителю представят второй – «Гардемарины. 1787. Война».
По сути новая работа 87-летнего (просто магия цифр!) режиссера – главный труд последних лет ее жизни. О продолжении говорили очень давно, однако ссоры ключевых актеров (из проекта, например, давно выбыл Сергей Жигунов, который собирался сам продолжить киносагу), отсутствие денег, ковид и прочие неприятности тормозили процесс. Герои истории между тем взрослели: в новых частях зрителю предстоит увидеть заматеревшую во всех смыслах Фике, седого Никиту Оленина, Алешку Корсака с морщинами вокруг глаз и располневшего Павла Горина.
1787 год. Императрица Екатерина II горюет по поводу смерти австрийского монарха – «большого друга России». После его кончины, по оригинальному выражению графа Григория Орлова (Александр Лазарев-мл.) «три оборзевшие сучки – Англия, Франция и Италия, начали науськивать Турцию, чтобы отнять у нас Крым», «этот Крым нам, что бородавка в носу», — продолжает метать словесные искры фаворит царицы (в фильме вообще будет много фраз, прицеливающихся в день сегодняшний). А тут и случай удобный подворачивается: отправленный на учебу в Италию незаконорожденный сын Екатерины и Орлова граф Алексей Бобринский, как и положено мажору, кутит там на родительские денежки, проигрывает в карты фамильный крест и под финал вообще попадает в плен. В получении за него выкупа заинтересован и таинственный японец Ли, и воскресший шевалье де Брильи, занимающийся торговлей людьми. Но более всего заполучить Бобринского мечтают турки: шантажируя российскую императрицу, они мечтают обрести Крым. «Сейчас много подобных сынков шалят по Европе и поганят честь России», — многозначительно вздыхает в кадре один из героев фильма.
Екатерина (Кристина Орбакайте) призывает на помощь давнего воздыхателя князя Никиту Оленева (Михаил Мамаев) – только ему она может доверить и свою тайну о бастарде, сильно подмачивающую ее репутацию, и жизнь сына. Подобно д`Артаньяну (а ведь «Гардемарины» изначально и были нашим ответом «Трем мушкетерам») Никита Оленев тут же вспоминает о своих друзьях – только вместе они смогут справиться с непростой задачей. Но… Павел Горин (Александр Домогаров) принял постриг и ушел в монахи, а Алешка Корсак (Дмитрий Харатьян) разжалован в матросы и служит у Орлова на его галере, находящейся на Мальте. От монаршьей неблагодарности гардемарины натерпелись и давно испытывают разочарование, но ведь судьба и Родина по-прежнему едины?
Первые появления легендарных персонажей в кадре вызывают и душевный трепет, и любопытство, и смятение. Прелестная Фике превратилась в возрастную тетку, которая буравит пальцем ноздри, запихивая в них табак, громко сморкается и вообще выглядит совсем не воздушно. Непонятно, что демонстрирует Кристина Орбакайте в кадре – то ли шаржированный образ Екатерины Великой, то ли проблемы с актерским мастерством.
Никита Оленев, в чьем образе выступает Михаил Мамаев, на фоне экс-возлюбленной выглядит бодрячком, хоть и вынужден для чтения таинственной переписки надевать пенсне. Впрочем, и Павел Домогаров в роли монашествующего и одновременно сильно выпивающего Павла Горина, и Дмитрий Харатьян в роли разжалованного в матросы Алешки Корсака, тоже в соку. А вот появление Софьи (помните, знаменитое «Алешка!» — «Софья!», вдохновившее «Интернов» на целую серию) выдалось в фильме комическим: сильно погрузневшая возлюбленная Корсака (Ольга Машная) приезжает в скит (и что у нее за судьба такая – все время монастыри проведывать?), чтобы навестить юного послушника – «Лешкино семя», их с Корсаком сына Александра. Прямо в своем необъятном платье с фижмами Софья оказывается в реке...
Шевалье де Брильи (Михаил Боярский) тоже сильно сдал. Воскресший после пули Корсака, французский шпион теперь глубокий старик, он очень не здоров, носит «джоннидепповские» очки, но по-прежнему окружен красотками. Анастасия Макеева играет его компаньонку по интригам: она красива, коварна, беспринципна – в ее образе считывается явный референс – Миледи из «Трех мушкетероов». Впрочем, когда де Брильи с красоткой в кадре вместе, они больше похожи на Кота Базилио и Лису Алису. «Вы давно не девочка, птица моя прожорливая», — отрезвляет Боярский в кадре Макееву, томно поедающую устрицы.
Основной костяк персонажей, помимо Макеевой, разбавляет красивая молодежь. Когда-то Светлана Дружинина открыла широкой публике харизматичных юных актеров, ставших потом звездами. Можно ли спрогнозировать такой же успех сегодняшним дебютантам? Режиссер уверенно заявляет: да! В роли сына Корсака и Софьи, Александра, снялся Андрей Лаптев, он похож на молодого Харатьяна, мускулист, гибок, главный его трюк в фильме – прыжки с огромной высоты в воду. По признанию актера, он занимается боевыми искусствами, и это заметно – есть в фильме кадры, где он дерется в стиле китайских боевиков, зависая в воздухе (впрочем, зависает в этом фильме не только он — вместе с ним в совершенно неожиданной любовной сцене парит и Ника). Кстати, на премьере Андрей нам рассказал, что носить одежду XVIII века ему было крайне неудобно. На пробах он делал разные трюки в ней, и у него лопнули по шву штаны: Лаптев всерьез думает, что хохот окружающих и определил его попадание в картину. Между прочим, на кастинге Андрей обошел сына самого Харатьяна: Иван, хоть и похож на Дмитрия, но другой. Однако сыну звезды все-таки удалось потрудиться на проекте – в качестве рабочего. По словам Харатьяна, это стало отличной школой перед настоящей трудовой вахтой – за это время Иван окончил ВГИК и стал режиссером.
Возлюбленную Шурки Корсака в фильме играет дебютантка Ника Здорик. Ее персонаж – дочь Анастасии Ягужинской и Сашки Белова (оба родителя уже отошли в мир иной), Александра Ягужинская. У девушки в фильме функция быть чувственной. Героиня увлекается врачеванием и любит сказать что-нибудь пафосно-феминистское, но в большинстве эпизодов предстает полуобнаженной. Кстати, в кадре у нее почти мистическая химия с шевалье де Брильи. Старик по сей день тоскует по «звезде своей» Анастасии, поет мечтательно «Ланфрен-ланфра» и покровительствует Александре – а вдруг она и вовсе его дочь?
Среди молодых красавцев отмечу и Даниила Зайцева в роли мажора Бобринского, и Федора Гамалея – его синеокий высоченный итальянский капитан – это не человек, а скульптурная композиция. Эротика и секс частенько сочатся с экрана в этом фильме: в новых временах все это заменяет былую романтичность. Вот и появления Анны Семенович в кадре нужны, видимо, для демонстрации пышных форм – артистка играет роль жены бригадира (Александр Панкратов-Черный), охраняющего портовый пост — и ее героиня никаким образом не влияет на сюжет.
Поклонников первых «Гардемаринов», как мы хорошо помним (сами в их числе), пленяли, помимо романтики, приключений и красивых лиц, еще и фехтование, а также прекрасная музыка, написанная Виктором Лебедевым, ушедшим из жизни в 2021 году. Подарит ли выходящий в свет фильм новые хиты? Нет. В нем часто вспыхивют флэшбеки, в которых и звучит все самое наше любимое: и «Ланфрен-ланфра», и «Не вешать нос, гардемарины», и песенка юной Фике, и «Как жизнь без весны», и «Дешева обида на Руси».
Что до фехтования, то по крайней мере один поединок с участием Михаила Боярского вы увидите. Кажется, актер решил в него вложить всего себя – в какие-то моменты за 73-летнего Михаила Сергеевича даже начинаешь переживать. Вообще этот де Брильи, при всем своем демонизме, всегда оставался любимым героем. Помните, ушедшие в народ его фразы про «последнего русского», «баню, в которой русские занимаются развратом» и «дожь, потом снег» — как символ всего русского? Коварство героя всегда нивелировалось его отвагой и искренним чувством к Анастасии Ягужинской. Вот и на этот раз отрицательный персонаж порадует благородным поступком.
Что в сухом остатке? Снимаем шляпу перед 87-летним режиссером: одолеть такую громадную, густонаселенную костюмную историю — великий труд. На премьере видели фотовыставку со съемок проекта: Светлана Сергеевна предстает на кадрах просто в каких-то военно-полевых условиях. Тем, кто вырос на «Гардемаринах» и ностальгирует, смотреть кино обязательно надо, хотя не отметить некоторые нестыковки сценария, не получится. Ну а главное – фильм адресован нам, сегодняшним, живущим в очень нестабильном мире. История повторяется, как бы говорит мудрая Светлана Дружинина, и от финальных слов о том, что Турция, подстрекаемая Англией, Францией и другими странами, объявляет России войну из-за Крыма выглядят прям суровым предупреждением.
Смотрите фильм «Гардемарины. 1787. Мир» в кинотеатрах с 5 октября
Читайте также:
Новые и постаревшие герои: в Москве прошла премьера картины «Гардемарины 1787. Мир»