02.10.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник
Партия бывшего премьера Словакии Роберта Фицо "Курс - социальная демократия" получила большинство голосов на парламентских выборах, оставив второе место либеральной партии "Прогрессивная Словакия" и третье социал-демократам из партии "Голос".
Фицо известен скептическим отношением к идее расширения ЕС и НАТО и политике Вашингтона и Брюсселя на восточном направлении. Он выступает за развитие отношений с Россией и возлагает на Запад вину за конфликт на Украине.
При этом внешнеполитическая доктрина постсоциалистической Словакии традиционно подразумевает углубление отношений с коллективным Западом во избежание превращения в изолированный "остров" в Центрально-Восточной Европе, что произошло бы в случае демонстративного развития сотрудничества с Москвой. Нет сомнений, коллективный Запад обязательно создал бы эту геополитическую модель, которая отрабатывается до сих пор на Сербии. Считалось, что у Словакии есть два пути - либо быть частью коллективной архитектуры безопасности Запада, либо нейтральным "клином" в Восточной Европе, который остриём упирается в рубежи Центральной Европы, со всеми стратегическими последствиями, которые повлечёт за собой такое положение. Тогда новообразованная Словакия выбрала первый путь.
Но прошло время, сегодня словацкое общество не таково, каким было в 1990-х. Согласно соцопросу в сентябре 2022 г.,52,1% словаков желали России победы над Украиной, причём 20,6% хотели увидеть решительный и однозначный разгром украинской армии. В январе 2022 г.44% словаков обвиняли в конфликте НАТО, 35% возлагали вину на Россию. В 2023 г. уже 51% словаков считают альянс виновником. При этом 66% убеждены, что Вашингтон втягивает Словакию в ненужную ей войну и получает от войны прибыль.
Более высокий уровень пророссийских настроений в Словакии частично объясняется культурно-историческим наследием панславизма, сыгравшего заметную роль в укреплении словацкой национальной идентичности в XIX в. Этот период занимает важное место в истории словацкого народа, а роль России в панславистском движении не даёт словакам забывать о русской культуре и политике.
Панславизма как единого движения не существует, славянство остаётся разобщённым, но инерционные симпатии к России как самой влиятельной славянской державе словакам не чужды.
Евроскептические общественные настроения наблюдаются и в соседней Венгрии. Словацкий вопрос тесно связан с венгерской тематикой, поскольку 8,5% населения Словакии - этнические венгры. Ушли в прошлое трения между Братиславой и Будапештом по поводу прав венгерского меньшинства, отношения Фицо с венгерским коллегой Виктором Орбаном характеризуются прагматическим взаимопониманием.
До победы партии Фицо на выборах Венгрия находилась практически в изоляции из-за нежелания портить отношения с Россией. Теперь у Будапешта появился союзник. Это знаменует собой первые признаки роста консервативных настроений в среде политических элит Восточной Европы. Орбан и Фицо - политики-традиционалисты, не приемлющие либеральную диктатуру Запада. Традиционная семья, церковь, неприятие содомитской идеологии и политики мультикультурализма, отказ от участия в очередном "дранг нах Остен" в исполнении США и НАТО - таковы ключевые пункты политического мировоззрения Орбана и Фицо.
При этом не стоит преувеличивать «пророссийскость» Роберта Фицо. Как политик, он понимает, что в сложившихся обстоятельствах Братислава не может вступать в прямую конфронтацию с ЕС и НАТО. Словакия сохранит членство в этих структурах, так как не имеет альтернативы. Он хочет уменьшить внешнеполитическую зависимость своей страны от Вашингтона и Брюсселя, а не порвать с ними отношения. Ему ещё предстоит определить, где проходит та линия, которая ограничит степень вовлечения Словакии в коллективную политику Запада. Непростая задача…
Это произойдёт после формирования коалиции, но сам процесс её создания не будет для Фицо лёгким. Его партия получила 42 места, для коалиции необходимы 76. Десять мест может добавить Словацкая национальная партия, но на союз с нею вряд ли пойдёт партия "Голос", занявшая на выборах третье место (14,7%). Создать коалицию со своим главным конкурентом - проевропейской партией "Прогрессивная Словакия", Фицо тоже вряд ли удастся.
Словацкий политический пейзаж идеологически раздроблен. Данный фактор будет оказывать сдерживающее влияние на действия нового правительства. Но одновременно власти будут учитывать настроения общества, а они таковы, что большинство не желает вражды с Россией. Можно прогнозировать, что при Фицо курс Братиславы не будет столь откровенно антироссийским, как ранее, но и однозначной поддержки от него Москве ждать не стоит. Он неизбежно будет вынужден лавировать между устоявшимися в словацкой политике течениями, идти безапелляционно против которых он не может.
Впрочем, если Фицо прекратит поставки оружия киевскому режиму и остановит предприятия, изготавливающие боеприпасы для украинской армии по контрактам с западными оружейными концернами, это станет уже немалым вкладом в достижение мира на Украине. Он уже пообещал приложить усилия по скорейшему урегулированию конфликта.
В целом, победу партии "Курс - социальная демократия" можно без сомнения рассматривать как еще один шаг на треке «угрозы европейскому единству», которых в последнее время становится все больше.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала "Международная жизнь" на нашем сайте.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs