Я часто задаюсь вопросом: "Как наши родители растили нас без всяких психологов, тренингов, курсов для осознанных родителей и умных лекций?". И ведь мы выросли хорошими людьми со своими ориентирами "хорошо/плохо", "можно/нельзя".
В нашем детстве не было интернета, гаджетов, развлекательных центров и всевозможных радостей современных детей. У нас из развлечений были: прогулки во дворе со сверстниками, добрые фильмы и мультики и, разумеется, книги. А ведь хорошие книги и старое доброе кино - это лучшие помощники в воспитании ребенка Человеком! Очень жаль, что мы сейчас не пользуемся такой доступной помощью, а предпочитаем проблемы в воспитании детей исправлять при помощи психологов.
Современные дети очень мало читают в большинстве своем и мои дети не исключение. Но вот уже 16 лет я читаю им перед сном сама и количество прочитанных книг уже исчисляется десятками. Конечно, в душе я надеялась, что со временем дочь и сын втянутся и начнут читать сами и будут получать от этого удовольствие, как получала в детстве я, но должна признать, что миссия далека от выполнения. Большие нагрузки в школе и вне ее приводят к тому, что редкое свободное время дети не особо хотят тратить на чтение. Они читают, но не так много , как мне бы хотелось. А вот те книги, которые читаю им я, с удовольствием слушают каждый вечер, что в разы облегчает мне воспитательный процесс. Расскажу на конкретном примере.
Читаем с детьми книгу Лидии Чарской "Некрасивая". Сюжет довольно прост: Некрасивая, необщительная и скромная Лиза из тихой и почти семейной атмосферы пансиона, где все привыкли и к ее виду и к нраву попадает в совсем новую, непривычную среду, новенькой в средние классы института благородных девиц. Не знающая институтских обычаев, принципиально-честная, болезненно-скромная Лиза никак не может поладить с классом. Каждая ее попытка что-то сделать ухудшает ситуацию…
Всего 250 страниц красивого русского языка, а сколько там глубины и воспитательных тем для обсуждения:
1. Травля в детском коллективе
2. Как не поддаваться стадному чувству;
3. Как научиться говорить "нет", даже если на тебя давит весь класс;
4. Как важно сохранить свой внутренний стержень и самоуважение;
5. Как отстаивать себя и свои границы;
6. Как не бояться придти на помощь;
7. Как адаптироваться в новом коллективе;
список можно продолжать...
И все эти темы дети усвоят и запомнят намного легче, нежели разговоры и нотации о том, что такое хорошо и, что такое плохо. В книге они видят и проживают ситуацию с разных сторон и могут "примерить" на себя различные роли - это особенно ценно.
Делайте паузы в чтении, спрашивайте: "А как поступил бы ты?" , "Как думаешь, что чувствует герой?", "Как думаете, что будет дальше?"...
А мне, как маме, было очень интересно наблюдать, как меняются мои дети по мере прочтения книги. Если в начале книги от сына я слышала возгласы: "Она не могла соврать вместе со всем классом?! Сама виновата!" , то ближе к концу он уже говорил, что "слушать нужно только свою совесть и не бояться никакого бойкота от класса".
Если подобные разборы интересны, буду делиться прочитанными книгами и дальше.