Многие слова, из которых происходят русские фамилии, давно стали устаревшими и люди забыли их первоначальное значение. Из-за этого некоторые русские фамилии, которые на первый взгляд кажутся безобидными, на самом деле могут оказаться непристойными.
Происхождение приличных и неприличных фамилий
Авторы издания "Энциклопедия русских фамилий" - Елена Грушко и Юрий Медведев - отмечают, что раньше у русских не было фамилий в привычном понимании - они использовали имена и прозвища. Например, они писали "сотник, прозвище Блоха"; "Неупокой Карга" и так далее. Ситуация изменилась, когда фамилии стали общепринятыми. Так, крестьянские фамилии, которые появились только в середине XIX века, образовывались не только от отчеств, фамилий помещиков, названий населенных пунктов, профессий, порядка рождения и этнической принадлежности, но и от прозвищ.
Некоторые прозвища были далеки от приятного звучания, а некоторые даже были непристойными. По словам Юрия Федосюка, автора популярного этимологического словаря "Русские фамилии", множество обычных и на первый взгляд невинных фамилий произошли от ругательных и унизительных прозвищ. Как пишет Федосюк, всегда остер был на язык русский народ и «для красного словца не жалел ни мать, ни родного отца». Сегодня многие слова, служившие прозвищами, считаются устаревшими и давно забылись, поэтому и фамилии, образованные от них, не режут слух, а, напротив, звучат обыденно. Но на самом деле обладателям подобных фамилий в прошлом было нелегко.
Мужские половые органы
Если верить Х. Вальтеру и В. М. Мокиенко, авторам «Большого словаря русских прозвищ», когда-то словечко "Бесшуликов" являлось шутливым прозвищем бездетного, неспособного иметь детей мужчины. Дело в том, что раньше шулами или шулятами называли мужские яички, поэтому буквально эту фамилию можно перевести как «без яичек». Однако не стоит путать фамилии, образованные от обозначения мужских яичек, с фамилиями вроде: Шульга, Шульгин, Шульгинский. Эти фамилии, как утверждает Николай Баскаков, автор издания «Русские фамилии тюркского происхождения», произошли от русского слова «шульга» — левая рука. Возможно, их обладатели были левшами.
Аналогичное происхождение, касающееся названий половых органов, может иметь и известная фамилия Дашков. Как пишет Анатолий Эстрин в своей книге «Магия имени», согласно родословной Дашковых, эта фамилия произошла от «въехавшего к Великому князю Василию Ивановичу из большия Орды мужа честна именем Дашек, а по крещении названного Даниилом, коего потомки Дашковы…». Однако есть версия, что прозвище Дашек образовано от существительного dasaq – мошонка. Правда, Эстрин считает эту этимологию маловероятной, даже несмотря на то, что у алтайцев подобные прозвища носят позитивный характер (в смысле смелый, здоровый).
Задняя часть тела
Не слишком эстетично звучали в прежние времена и фамилии с корнем – гуз: Гузнов, Огузов, Гузкин, Гузеев. Как отмечают авторы сборника научных трудов «Эстетика и поэтика языкового творчества» (ТГПИ, 2000 год) со ссылкой на В. Даля и А. Миртова, в народе гузом (или гузном) называли зад, низ чего-либо. Поэтому и соответствующее прозвище было довольно обидным. Впрочем, тот же Юрий Федосюк утверждает, что фамилии Гузеев, Гузин, Гузей, Гуза могли произойти и от диалектного глагола «гузать», то есть делать что-то нерасторопно, медлить.
Из этой же, «задней», серии фамилия Годунов. По словам Мурада Аджи, автора книги «Тюрки и мир», данная фамилия тюркского происхождения и обозначает «нижнюю часть прямой кишки». Однако с данной версией не согласен Гали Еникеев. По мнению автора издания «Великая Орда», фамилия Годунов произошла от древнего татарского имени «Гата». Сюда же, к фамилиям, образованным с использованием слова «зад», можно отнести и фамилию Кутепов, которая, по словам Николая Баскакова, могла произойти из татарского küti bаr > kü ! ї ра - «храбрый, смелый» - метафорического просторечного выражения, буквально – «у него есть зад» (тат . küt , тур . köt «зад»).