Найти тему
ALVI history

Народное образование (просвещение) в СССР 1930-1943 гг.

25 июля 1930 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Принятие этого документа стало ещё одним толчком в борьбе за светлое социалистическое будущее, по изжитию в кратчайшие сроки культурной и технической отсталости населения.

Вырезка из постановления: «Для успешного социалистического строительства необходимо в кратчайший срок изжить культурную и техническую отсталость широких масс трудящихся. Эта задача не может быть разрешена без введения всеобщего начального обязательного обучения».

В августе 1930 года ЦИК и СНК СССР приняли постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении», по которому дети обоих полов от 8 до 15 лет должны были проходить четырёхлетний курс начальной школы. В целом, шёл активный курс на внедрение обязательного семилетнего образования в городах и рабочих посёлках. По закону тогда на 1 учителя школы приходилось 40 учеников, а для национальных меньшинств, которые проживали разбросано по территории, 30 учеников.

Но, что снова противоречило идеям равенства, для решения проблемы с педагогическими кадрами были созданы педагогические техникумы и краткосрочные курсы, на которые, в первую очередь, брали выходцев из рабочего и крестьянского классов. Тем самым, классовый подход сохранялся, а просоветской интеллигенции было снова отказано. Хотя тут справедливо сказать, что СССР получил первое поколение именно советской интеллигенции, благодаря тому, что они пересмотрели свои взгляды на образовательные программы. И тут же, не обошлось без ликвидации "чуждых" элементов, а именно учителей нелояльных советской власти.

Лекция в Московском государственном университете
Лекция в Московском государственном университете

Параллельно с новшествами в 1930-1931 годах, в стране полных ходом началась индустриализация, которая в первую очередь и оказала влияние на формирование школьного и ВУЗовского образований 1930-х гг. По плану правительства СССР, на период с 1930 по 1935 гг., стране требовалось около 435 тысяч инженерно-технических специалистов и для сравнения на 1929 год их насчитывалось около 66 тысяч человек. Поэтому в СССР началась реорганизация Высших технических учебных заведений. По закону срок обучения длился 5 лет, который иногда мог растягиваться и до 8 лет. Теперь с начала 1930-х годов вводится 4-летнее обучение. Таким образом планировали как можно быстрее получить самых востребованных специалистов. В ВТУЗах улучшалась производственная практика и пересматривалась образовательная программа, но все планы советского правительства реализовать не удалось и, в целом, не получилось бы на тот период. ВТУЗов в стране было мало, к требуемому количеству нужных инженеров они готовы не были, а резкие перемены в учебных программах давали часто негативный результат. А тем временем, в 1930 году прошёл первый выпуск Всесоюзной промышленной академии в Москве, тогда СССР получил первых советских высококвалифицированных инженеров специалистов.

Лекция в университете в СССР
Лекция в университете в СССР

25 августа 1932 года Постановлением ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме начальной и средней школы" были пересмотрены образовательные программы. Теперь каждый предмет преподаваемый в школе имел определённую систему и последовательность, а учебные материалы под них подстраивались. В добавок для каждого уровня образования были определены методики преподавания: для начальной - объяснение и беседа, для старшей ещё добавлялась - лекция.

В феврале 1933 года Постановление СНК СССР "Об учебниках для начальной и средней школы" регулировало выпуск новых учебников и учебных пособий, в том числе пособий по методикам преподавания различных предметов. Из школ убрали: "краевые учебники", "расписные учебники", "журналы-учебники" и "рабочие книги". А весной того же года в школах стали проводить привычные уроки, как в современной России, прошли первые обязательные выпускные экзамены и уже с 1934 году должность "групповод" была заменена на "классных руководителей". Эти изменения начали приводить школу к виду 80-х годов и современному варианту в РФ.

13 марта 1934 года вышло Постановление СНК РСФСР "О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного политехнического обучения". Цель нового документа - это подъём культурного уровня страны и "осуществления всеобщего обязательного политехнического обучения в объёме семилетки, в первую очередь в деревне, поскольку в городе эта задача в основном уже разрешена на протяжении первой пятилетки" - XVII съезд партии. Из постановления следует:

  1. Наркомпрос и Наркомфин РСФСР к 15 июня 1934 года должны разработать план введения политехнического обучения в объёме семилетки по отдельным АССР, краям и областям с таким расчётом к 1935/1936 учебному году - для детей, оканчивающим начальную школу в городах и рабочих посёлках, а к 1937/1938 учебному году - все дети, оканчивающие начальную школу в сельских местностях;
  2. Все дети, учащиеся в 5, 6 и 7-ой группах средней школы в сельских местностях, должны будут обучаться по семилетнему курсу;
  3. Привлечь представителей колхозов, фабзавкомов, партийных и комсомольских организаций провести проверку действительного охвата всеобщим начальным обучением детей в возрасте от 8 до 11 лет и принять меры к завершению всеобщего обязательного начального обучения.
Система народного образования в СССР от 16 мая 1934 г.
Система народного образования в СССР от 16 мая 1934 г.

В мае 1934 года с Постановлениями "О преподавании гражданской истории в школах СССР" и "О преподавании географии" в школах снова начали преподавать предметы "история". 9 июня 1934 года Секретариат ЦК ВКП(б) принял ещё одно Постановление "О введении в начальной и неполной средней школе элементарного курса всеобщей истории и истории СССР". До этого отдельные куски истории входили в курс обществоведения. Теперь курс элементарно истории вводилось с 3-4 класса. Но введение в школьную программу курса истории началось с критики старых учебников, специалистов и методов обучения. Поэтому началась разработка нового учебного материала, который был готов только к середине 1935 года.

Урок по географии СССР
Урок по географии СССР

-5

21 декабря 1939 года Постановление СНК РСФСР "О состоянии всеобщего обязательного обучения в школах РСФСР" говорит, что правительство СССР неудовлетворенно работой Наркомпроса РСФСР, ибо он не смог выполнить в полной мере прошлые Постановления СНК СССР о всеобщем образовании в стране. Вопрос о педагогических кадрах и привлечении к обучении всех слоёв населения (в первую очередь трудящегося населения) стоял также остро. В следствие этого, Совнарком РСФСР постановил:

  1. В кратчайший срок обеспечить вовлечение в начальные, неполные средние и средние школы всех детей, подлежащих обучению, по всем АССР, краям и областях;
  2. Создать отдельную сеть по обучению переростков в возрасте от 11 до 15 лет;
  3. Ответственность за обеспечение учебного процесса и регистрации всех детей в школах теперь напрямую возлагалась на городские, сельские и поселковые Советы;
  4. Теперь исполкомы АССР, краёв и областей должны были поделить местности по определённым школам. Тем самым, у каждой школы определялся радиус обслуживания;
  5. Контроль за количествам второгодников возлагалась на местные исполкомы и СНК АССР;
  6. Местные органы власти получили право на изменения уровня обучения в школах;
  7. К 1 января 1940 года Наркомпрос обязывался создать брошюры и сборники по вопросам воспитания детей для родителей;
  8. Наркомпрос РСФСР должен создать для всех школ в РСФСР список типового оборудования, которым будет обеспечена каждая из них, а к ним обязательно должно прилагаться наглядное пособие;
  9. Наркомздраву РСФСР надлежало провести проверку, в месячный срок, всего медицинского обслуживания учащихся школ;
  10. Учпедгиз Наркомпроса РСФСР должен будет издать специальную учительскую библиотечку;
  11. Обязать Наркомпрос и Госплан РСФСР до 1 февраля 1940 года внести план по укомплектованию школ учительскими кадрами на 1940/1941 учебный год.

Одно из самого интересного из этого документ - это то, что в РСФСР существовали организованные автобусы для подвоза учащихся и интернаты при школах, которым отдельно выделяли топливо. В целом, это постановление создало те, условия обучения для учащихся и учителей, которые мы можем наблюдать и сейчас в России. Этот документ стал одним из базовых, который сформировал школу по законам советской власти.

С 1 сентября 1940 года в СССР ввели платное образование для 8, 9, 10 классов, техникумов, училищ, педучилищ и ВУЗов. Для всех, кроме ВУЗов, образование стоило 150 в регионах и 200 рублей в Москве и Ленинграде, а для высших образовательных учреждений 300 в регионах и 500 рублей в Москве и Ленинграде. Принято это было постановлением Совнаркома от 2 октября 1940 года «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначений стипендий».

Основная цель таких изменений - это повышение благосостояние рабочих страны и недостаток средств на обеспечение всех образовательных учреждений СССР, поэтому часть затрат решили возложить на население. Как подсчитывало правительство такая стоимость обучения равнялась 10% от семейного бюджета, но фактически многие студенты стали отчисляться и лишь малая часть могла позволить себе платить за образование. Такой закон просуществовал в СССР до 1956 года и был отменён при Никите Сергеевиче Хрущёве.

Небольшая вырезка:

Сталин уделял большое внимание развитию российской науки. Так, по воспоминаниям Жданова, Сталин считал что высшее образование в России прошло три этапа: «В первый период ... были основной кузницей кадров. Наряду с ними лишь в очень слабой мере развивались рабфаки. Затем, с развитием хозяйства и торговли, потребовалось большое количество практиков, дельцов. Сейчас ... Следует не насаждать новые, а улучшать существующие. Нельзя ставить вопрос так: университеты готовят либо преподавателей, либо научных работников. Нельзя преподавать, не ведя и не зная научной работы... сейчас у нас нередко говорят: дайте образец из-за границы, мы разберем, а потом сами построим.

16 июля 1943 года в СССР вышло постановление Совета народных комиссаров №789 «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/44 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов». Данный закон не продержался долго и не оказал особого влияния. К примеру, в РСФСР было всего 2% образовательных учреждений которые ввели раздельное образование. Причин такому решению конкретных нет, лишь намёки на развитие равноправия в стране и повышению сознательности обоих полов, что вызывало "трудности". А отменили постановление и восстановили совместное образование 1 июля 1954 года. В нём говорилось о неэффективности такого разделения и больших затратах.

Небольшая вырезка:

…неравноправие мужчин и женщин в области образования уже устранено благодаря введённому в мае 1918 года всеобщему образованию. Полное равноправие достигнуто во всех областях хозяйственной, политической и культурной жизни. Совместное обучение стало создавать затруднения педагогического и организационного порядка. Правильная организация учебно-воспитательной работы требует учёта особенностей физической природы и развития девушек, в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка мальчиков и девочек к труду и практической деятельности. Введение раздельного обучения будет содействовать укреплению дисциплины и устранит не всегда здоровые взаимоотношения между противоположными полами. Помимо этого, нововведение может обеспечить более широкий охват девочек школой в национальных республиках и областях, где ещё не преодолены окончательно старые бытовые предрассудки.
Свидетельство Министерства Просвещения РСФСР об окончании семилетки, 1947 г.
Свидетельство Министерства Просвещения РСФСР об окончании семилетки, 1947 г.

Хотите больше читать статей и постов об истории России и Мира? Тогда подписывайтесь на канал!

Автор: Горшков И.С.

Литература: