Новые гастрономические локации — они не только про еду, подчеркивают их организаторы, которые стремятся включить свои детища в обязательные для посещения туристами и гостями города места, а для горожан — в привычные пространства, где проходит часть жизни.
В рамках проведения туристического форума «Северная Пальмира» для туроператоров и журналистов был организован объезд новых гастрономических пространств Петербурга: Vokzal 1853, Московский рынок и Квартал Брусницын. Для многих читателей «СДП» — эти пространства — может быть, и не новость, но для туристов это открытие.
Но что уж точно можно сказать — эти и другие гастрономические пространства изменили туристический ландшафт Петербурга и сумели стать обязательными к посещению для туристов.
Вопрос «с кем они соревнуются?» — скорее, риторический. Но ответ простой — прежде всего, с ресторанами, которые остались на улицах Петербурга.
Пока их владельцы задумывают новые концепции и разрабатывают удивляющие посетителей меню, гастропространства отбирают клиентов у ресторанов и пытаются стать привычным местом для посещения как туристов, так и горожан. Цены, кстати, там совсем уж демократичными назвать нельзя, но они позволяют не загружать помещения пространств под завязку, что тоже приятно.
Наконец то на Варшавском вокзале (Vokzal 1853) удалось побывать с экскурсией. Ее проводили актеры в костюмах той эпохи, когда Варшавский вокзал отправил первый поезд в Варшаву, и далее, в Европу, и Петербург стал частью европейского мира. Туда можно было поехать не на перекладных, а на поезде. Так современно.
Сейчас опять все иначе и можно помечтать, посмотреть на настоящий паровоз того времени, который прорубил окно в Европу, и познакомиться с 90 концепциями, представленными на Vokazale 1853, среди которых 80 ресторанных, представляющих корейскую, китайскую, вьетнамскую, израильскую кухню, традиционные гамбургеры и пиццу, а также пинцу, боулы и русскую кухню — это корнер «Федина дача». И это не какой-то там Федя, сказал экскурсовод, а Федор Шаляпин, и в меню как раз то, что ел и любил знаменитый оперный бас на своей даче в Плесе.
- Здесь же есть то, что не только «про еду» — бутик ароматов, универмаг одежды российских дизайнеров Slava, шатры от строительной компании Legenda, куда можно «сдать» ребенка и за ним присмотрят, и самим родителям можно будет отправиться по корнерам фуд-молла.
- Также можно отметить, что в ноябре на Vokzale готовится к открытию детская развлекательная зона площадью 1000 м2, ее оператор еще не известен Петербургу. Концепция и название пока хранятся в секрете.
Здесь же можно провести конференцию — для этого есть и концертная площадка, и еще множество мест, которые легко можно приспособить для встречи нескольких десятков участников, погадать на картах, словом, с толком провести весь день.
Вторым пунктом остановки был Московский рынок, спрятавшийся в боковых улочках, прилегавших к Московскому проспекту. Это бывший колхозный рынок Московского района, его называли также Стеклянным рынком. Это практически клон Василеостровского рынка, организованный и реконструированный в 2022 году его же создателем — предпринимателем Александром Шавлиашвили. Инвестиции в проект составили 300 млн рублей, по сообщению Forbes.
Только здесь просторнее, светлее — по периметру вместо советских мутно-стеклянных стеклопакетов, фасад здания украшают теперь окна всех цветов радуги, что в солнечный день создает праздничную атмосферу. Рыночные прилавки стали корнерами.
На Московском рынке есть все, что есть на Василеостровском рынке, индийский (панир и чапати), вьетнамский (тазики супа), японский корнеры (суши и роллы), мастерская мороженого, глазированные пончики, кофейни, кондитерская, во дворике скромно разместился популярный ресторанчик «Хачапури и вино», словом, все очень современно, чисто, много воздуха и света.
Все, что надо, только далековато от центра, скажут бывалые посетители гастропространств. Но для кого-то далеко, а для жителей Московского района, может, и нет. Всего здесь 30 ресторанов, 11 национальных кухонь мира, 18 лавок, и дальневосточная компания, торгующая морепродуктами — это их первый выход из Владивостока на Запад.
Последняя остановка в пути объезда — квартал Брусницын. Это бывшая кожевенная фабрика купца Брусницына, который отнюдь не мифический персонаж, а действительно бывший владелец фабрики и он сделал много хорошего для рабочих. За это фабрику в советское время у него и отняли и национализировали, и до середины 1990-ых эксплуатировали его оборудования и помещения, доведя все до страшного упадка. В 90-ые фабрика прекратила существование и вот в 2020-ые нашелся инвестор, его имя держат в тайне (по данным Собаки.ру создательницы проекта — Дарья Мирошниченко и Дарина Карасева, «выпускники» архитектурной «Студии 44» Никиты Явейна), и в 2022 году квартал Брусницын, рядом с пространством «Севкабельпорт» — открылся.
Год спустя здесь есть кафе и рестораны, самый известный из которых Crevetto Bistrot, где, по словам гида, столик нужно бронировать сильно заранее, но стоит отметить, когда мы проходили мимо, почти все столики в этом заведении пустовали.
Здесь же концертный и выставочный холл, обязательный уже бутик одежды российских дизайнеров, и, главное, сцена на крыше, где проходят концерты звезд, вмещающая 3 тысячи посетителей. Здесь уже проходил Roof Fest и выступали Дима Билан, Ева Польна, Леонид Агутин и другие артисты. Организаторы пространства видят в этой точке большие перспективы — здесь можно проводить свадьбы, мероприятия. Конечно, при условии хорошей летней погоды.
Брусницын стоит на берегу Невы, которая почти в этом месте впадает в Финский залив и с набережной открывается замечательный вид на реку, Адмиралтейские верфи и новый парящий в пространстве мост через Корабельный форватер.
Возможно, предположили организаторы Брусницына, в будущем «Берлинская стена» между двумя пространствами — «Севкабельпорт» и «Брусницын» — падет, и набережные объединятся во вполне достойный променад.