Ровно 85 лет назад, 29 сентября 1938 года, произошло одно из самых трагических событий в истории XX века, которое в будущем получит название «Мюнхенский сговор». Дипломатическая ошибка, которая приблизила человечество к самому страшному и ужасающему в истории человечества столкновению – Второй мировой войне. По итогам заключения этого пакта самые сильные державы Европы того времени – Англия и Франция – сдали Адольфу Гитлеру не только Судетскую область, но и всю Чехословакию.
Многие исследователи прошлого и настоящего считают, что именно это событие привело к началу войны, однако нам бы хотелось заглянуть немного дальше и понять, почему Мюнхенский сговор состоялся.
Одним из главных итогов Первой мировой войны стало появление целого ряда новых государств. Девять возникших стран кардинально поменяли всё европейское политическое поле. Османская империя перестала существовать, дав жизнь Югославии, Австро-Венгрия распалась на Австрию, Венгрию и Чехословакию, а бывшие территории Российской империи стали площадкой для таких государств, как СССР, Финляндия, Польша и страны Балтии.
Заключенный Версальский мирный договор не стал панацеей от новых проблем меняющегося мира, да и не должен был стать таковым. Германия, как проигравшая сторона, очень сильно зависела от результатов этого документа, который сильно ограничил немецкое государство во многих сферах. Германскую сторону сдерживали репарации и отторгнутые важные экономические территории: Эльзас и Лотарингия, угольный бассейн Саара, Рейнская демилитаризованная область и город Данциг. В военном плане все обстояло еще хуже – полное уничтожение кайзерлихмарине, колоссальное ограничение в вооружениях, урезание личного состава армии и т.д.
Экономический кризис, недавнее поражение в войне, отторгнутые территории – все это вело к появлению реваншистских настроений в обществе, которыми воспользовался и пришел к власти Адольф Гитлер. Именно в период его канцлерства начинается попытка переосмысления итогов Версальского договора, осуществляется идея возврата военной и экономической мощи Германии.
Еще в 1923 году Артур Мёллер ван ден Брук выпустил в свет свою скандальную книгу, которая дала название самому ужасающему государству в истории человечества – «Третий Рейх». Чуть более десяти лет спустя горячей точкой стал Саар, где активно проводилась агитационная политика «нового строя». В результате проведенного плебисцита 1935 года большинство голосует за присоединение к гитлеровскому режиму. Реакция мировой общественности была минимальной, никакой угрозы в этом Англия и Франция для себя не увидели.
Чуть позже, в этом же году, в Германии принимается закон о создании вермахта – вооруженных сил Третьего рейха, а также разрываются все условия Версальского мирного договора. Это уже стало вызывать некие опасения «старых европейских мастодонтов».
Чтобы оградить себя от потенциальной угрозы, Англия, сепаратно от Франции, заключила с Германией морское соглашение, по которому водоизмещение английских и немецких военных судов приравнивалось в соотношении 100:35 соответственно. Данный документ снимал ограничения на вооружение рейха и позволял ему наращивать военно-морские силы.
Данный период времени в отношении европейских государств принято называть политикой умиротворения. Попытка удовлетворить притязания гитлеризма и направить всю мощь новой военной машины Германии на новое, но такое ненавистное для старого мира государство как СССР, однако, не увенчалась успехом.
«По сути дела, Невилл Чемберлен и Эдуард Даладье, на словах ссылаясь на якобы вынужденную политику «умиротворения агрессора», преследовали достаточно очевидную цель – подтолкнуть нацистскую Германию к военному конфликту с Советским Союзом, а самим остаться в стороне, чтобы в перспективе присоединиться к победившей стороне» (Иван Анфертьев, д.и.н., профессор РГГУ)
В 1936 году германская армия вступила в Рейнскую область и присоединила демилитаризованную зону к Третьему рейху. Еще через два года, в 1938 году, был осуществлен аншлюс Австрии. Для власти Гитлера была поставлена новая задача – присоединить Чехословакию, ведь этот огромный промышленный район с заводами был очень необходим для наращивания военного потенциала Германии.
Используя настроения среди немцев в Судетенланде, Гитлер начал давить на правительство Чехословакии, требуя автономию для немецкого населения. В 1938 году, после ряда провокаций и напряженных переговоров, было достигнуто Мюнхенское соглашение, согласно которому Чехословакия должна была отдать Судетскую область Германии.
На тот момент в Чехословакии присутствовало две противоборствующие силы: Судетско-сепаратистская партия Конрада Генлейна, выступающая за присоединение к Германии, и правительство Эдварда Бенеша, настроенное на независимость всей Чехословакии. Поддержка Генлейна со стороны Германии создала кризисную ситуацию в государстве. Попытка путча и отторжения Судетов силовым путем не увенчалась успехом.
В желании помочь дружественной Чехословакии, с которой был заключен Договор о взаимной помощи, СССР отреагировал молниеносно и решил запросить проход войск через территорию Польши для поддержки. Польское правительство наотрез отказалось предоставлять эту возможность и даже пригрозило началом войны, если подобные действия будут предприняты.
«Сегодня в Европе широко не афишируется тот факт, что Советский Союз выступал категорически против такого решения, понимая, к каким серьезным негативным последствиям приведет такой «сговор» между частью европейских политиков и Гитлером не только для европейских народов, но и всего мира» (Иван Анфертьев, д.и.н., профессор РГГУ)
Второй Судетский кризис не заставил себя долго ждать, когда чехословацкое правительство выдало ордер на арест Генлейна. В Германии все громче стали звучать призывы «разгромить Чехословакию в ближайшем будущем», но нарастание противостояния между проправительственными войсками и военизированными формированиями судетских немцев попытались урегулировать мирным путем. Англия и Франция «ради спасения мира» заявили, что если Германия не допустит войны, то получит все, что захочет.
29 сентября 1938 года по инициативе Гитлера в Мюнхене прошла встреча с главами правительств Великобритании, Франции и Италии. СССР было категорически отказано во встрече, а чехословацкие представители и вовсе не были допущены к обсуждению соглашения.
«Мюнхенский сговор», как полагают современные исследователи, есть не что иное, как продолжение политики, оформившейся в 1919-1920 гг. в ходе Парижской мирной конференции, когда страны-победительницы произвольно, без участия России, чертили новые европейские границы, отрезая исконно русские земли от будущей советской России. Такой подход, когда по прихоти одних недальновидных и недобросовестных политиков ущемлялись национальные интересы целых народов и государств, в том числе России, и был еще раз продемонстрирован 30 сентября 1938 г. Мир закономерно оказался на пороге новой чудовищной катастрофы, именуемой Второй мировой войной» (Иван Анфертьев, д.и.н., профессор РГГУ)
В результате Мюнхенского соглашения Гитлер получил доступ к промышленным регионам Чехословакии, которые значительно усилили экономическую мощь Германии. Кроме того, властям рейха удалось устранить потенциальных противников и укрепить свои позиции в Европе. Однако это необдуманное решение западных политиков привело к утрате доверия со стороны других европейских стран, которые видели в этом соглашении показатель слабости и неспособности Англии и Франции действовать против агрессии Германии. Впрочем, это было не особо далеко от правды.
«В марте 1939 года Чехословакия была полностью оккупирована немецкими войсками и ликвидирована как государство; были образованы протекторат Богемии и Моравии и марионеточная Словацкая республика. К сентябрю 1939 года Гитлер со словацкими союзниками вторгся в Польшу, которая, к слову, поддержала «Мюнхенский сговор». Договоренности, достигнутые союзниками, были попраны в один момент» (Борис Хавкин, д.и.н., профессор РГГУ)
Весь этот процесс вызвал парадоксальную ситуацию, где Англия и Франция, которые ранее условно осуждали агрессивные действия Гитлера, сами же помогли ему захватить территорию Чехословакии. Премьер-министр Франции Эдуард Даладье, опасаясь возможных последствий своего решения, все же был встречен в Париже цветами и овациями, что показало поддержку со стороны французского народа.
По прибытии в Лондон Невилл Чемберлен, надеясь на соблюдение Гитлером обещаний не начинать войны с Великобританией, произнес свою знаменитую фразу: «Я привез вам мир!». Вся правящая английская верхушка того времени, за исключением Уинстона Черчилля, не сомневалась в правильности этого решения.
«Расчленение Чехословакии, а по сути, договор западных демократий с нацистской Германией открыл ворота агрессии на Восток. После подписания этого документа для Европы наступила политическая и дипломатическая катастрофа. Во-первых, этим шагом ясно прорисовывалась тенденция полного исключения Советского Союза из переговорного процесса и желание вовсе убрать его с международной арены. Во-вторых, договор с Западом дал понять самому Гитлеру пределы возможного возмущения этих самых “демократий” против Третьего рейха. Наконец, в-третьих, Советский Союз должен был теперь исходить из новых реалий, при которых он мог оказаться один на один в противоборстве с гитлеризмом. Через определённое время это и произошло» (Александр Безбородов, д.и.н., профессор, ректор РГГУ)
И.В. Сталин, узнав о переговорах в Мюнхене, мрачно заявил британскому премьеру Чемберлену: «Это миролюбие Гитлера, господин премьер-министр, напоминает мне одну грузинскую семью. Они так любили друг друга, что уже два раза откладывали развод. Так и Ваш Гитлер настолько привержен делу мира, что уже пару раз откладывал войну!»
Еще спустя месяц сэр Уинстон Черчилль, выступая со своей первой исторической речью в Палате общин, подверг критике политику умиротворения и произнес фразу, которая описала все идеи «уставшей» Европы и старого миропорядка, который пытались удержать Англия и Франция: «У вас был выбор между войной и бесчестьем. Вы выбрали бесчестье и теперь получите войну».
Так и произошло, правительство Деладье, бежавшее после оккупации Франции в Марокко, было схвачено и брошено в застенки Бухенвальда, а кабинет министров Чемберлена, не выдерживающий ежечасной критики со стороны лейбористов, вынужденно сложил полномочия из-за полного политического бессилия. Советский Союз, предупреждавший западные демократии о последствиях сговора, в итоге остался один на один с военной машиной нацизма, которую 1418 дней спустя, принеся в жертву десятки миллионов жизней, суждено было уничтожить.
Текст: пресс-служба РГГУ
Фото: открытые источники