Внешняя оболочка фильма Греты Гервенг — яркий, приторно-розовый мир. В нём всё настолько доведено до абсурда, что становится весело. В «Барби» много юмора, через который раскрываются серьёзные темы. Нельзя не отметить эмоциональные и хореографически впечатляющие музыкальные номера. Песня Кена I’m Just Ken стала очень популярной в соцсетях.
Сюжет
Куклы Барби и Кены живут в матриархальном Барбиленде, сказочной розовой стране. Главные герои — Стереотипная Барби, которую играет Марго Робби, и Стереотипный Кен в исполнении Райана Гослинга. Однажды кукла Барби ломается — она начинает задумываться о смерти, у неё появляется целлюлит и другие человеческие проблемы.
Главные герои отправляются в мир людей, чтобы найти девочку, которая играет стереотипной Барби. На своём пути куклы сталкиваются с различными испытаниями и узнают, что реальный мир построен не так, как они думали. Кен возвращается в кукольную страну и строит там патриархат. Барби узнаёт, что мысли и проблемы, которые у нее появились, преследуют не девочку, а её маму Глорию. Героини едут в Барбиленд и возвращают в нём власть женщин. В конце Барби становится человеком.
Социальная повестка
В фильме попытались затронуть слишком много тем. Такое количество вопросов раскрыть в двух часах хронометража крайне сложно. Фильм перегружен социальной повесткой, а некоторые эпизоды на первый взгляд кажутся излишними.
Стереотипная Барби проходит путь взросления и становления личности: сначала она по-детски беззаботна, потом она начинает чувствовать нетипичные эмоции, сталкивается с необходимостью самостоятельно принимать решения и в конце фильма становится женщиной. В прямом смысле. Она становится человеком. Кен также проходит подобный путь, но менее грандиозный.
На первый взгляд Барбиленд — розовая утопия, в которой идеальные куклы проживают свои идеальные жизни. Барби ни о чём не беспокоятся, они всегда счастливы, каждый день у них проходят вечеринки. Но с человеческой точки зрения в этом мире всё не так хорошо.
«Барби» через жизнь кукол в комичной форме изображает реальный мир. Но есть одно НО. Общество показано так, как видят его создатели фильма. Центральная тема фильма — гендерное неравенство. В Барби-мире отзеркалили патриархат, заменив его на матриархат. Многих зрителей возмущает концовка, где куклы-девушки свергли кукол-парней и по факту восстановили матриархат с небольшим бонусом для Кенов. Почему герои не пришли к равноправию? Может быть, потому, что режиссёр считает, что положение женщин в настоящее время аналогично положению Кенов в конце фильма? Стоит понимать, что ситуация показана с позиции радикального феминизма, в основе которого мнение о том, что мир патриархален, а мужчины угнетатели. Кто-то согласен с такой точкой зрения, кто-то нет.
Некоторые зрители и критики отмечают, что все мужские персонажи в картине поверхностные и глупые. С этим можно согласиться. Кены, муж Глории, директор и сотрудники Mattel, полицейские в участке — все эти персонажи не излагают глубоких мыслей, особенно не рефлексируют, в течение фильма, в отличие от женских персонажей, не делают реальных успехов, даже их интересы показаны поверхностно и сводятся к восхищению машинами и лошадями. Возникают вопрос: «Чем мужчины заслужили такое отношение?«. Может быть, потому, что нужно показать их глупыми угнетателями? Всё-таки фильм про женщин и для женщин, и мужчины в нём на втором плане.
Ещё одна причина незначительности Кенов — политика Mattel в реальной жизни. Кен всегда был и остаётся лишь приложением к Барби. И это напрямую озвучивается в фильме. Кен сам по себе никому не интересен — он был создан как бойфренд главной куклы. Через связку «Барби-Кен» в картине также освещаются проблемы созависимых отношений и ощущения самоценности.
Что касается политики Mattel в фильме, она показана через глуповатого директора и совета, полностью состоящего из мужчин. В сочетании с «угнетением Кенов» и созданием стереотипной барби, которую многие считают нереалистичной и сексуализированной версией женщины, компания показана в достаточно неприглядном свете. Гервинг гениально высмеяла капитализм на его же средства. Тем не менее, рекламная кампания бренда «Barbie» удалась, о чем говорит популярность куклы в соцсетях и даже появления стиля «Барби-кор», который сейчас активно используется в одежде, дизайне помещений и т.д.
В целом внимание феминистки Греты Гервиг направлено на женщин, их самоощущение и положение в обществе, но важные проблемы слишком утрированы, и это отталкивает зрителей.
Эмоциональная речь Глории о требованиях к женщинам в реальном мире заставляет кукол Барби поверить в себя и забрать власть у Кенов. В переводе на русский язык эта речь звучит так:
«Вы должны никогда не стареть, никогда не грубить, никогда не хвастаться, никогда не быть эгоистичным, никогда не падать, никогда не показывать страх, никогда не выходить за рамки. Это слишком сложно, это слишком противоречиво, и никто не дает вам медаль и не говорит спасибо. А на деле получается, что ты не только все делаешь не так, но еще и во всем виновата сама».
Возникает вопрос: кто и кому в реальности предъявляет такие требования? Кажется, общество давно ушло от подобных установок.
«Барби» так или иначе затрагивается еще много тем, таких как объективация женщин, бодипозитив, принятие себя и другие.
Другие смыслы
«Барби» — многослойный фильм и его тяжело понять до конца с первого просмотра. Но если мы вернёмся к мысли о том, что это аллюзия на взросление и становление личности, можно найти в картине и другие смыслы.
Композиция фильма построена по принципу концепции путешествия героя. Концепция заключается в том, что герой постепенно, через зов к странствию, встречу с наставником, испытания, переломный момент и другие шаги должен преодолеть свой путь и возродиться. Все эти шаги проходят Барби и Кен, но путь у каждого свой.
В начале фильма показано, как девочки отказываются от пупсов, метафорически отказываются от роли матери. На смену пупсам приходят куклы-женщины, разных профессий, олицетворяющие самореализацию, но не материнство.
Начальная точка Барби — беззаботная жизнь в Барбиленде, она кукла, которой играет девочка. Барби думает, что она влияет на мир, вдохновляя его. Но на деле мир влияет на неё. В фильме заостряется внимание на том, что кукла не имеет половых органов. В конце героиня встречается со своей условной матерью — создательницей и становится реальной женщиной Барбарой, а та показывает ей радостные моменты жизни и материнства в том числе. Фильм заканчивается тем, что Барбара идёт к гинекологу. Это наводит на мысль о том, что Стереотипная Барби, изначально не имеющая профессионального предназначения, становится человеком для того, чтобы реализоваться как мать, ведь будучи куклой она не может этого сделать. Но это лишь одна из версий.
Отсылки
В «Барби» очень много отсылок, причём не только на кинематограф. Самая первая — начальные кадры. Сцена, где девочки играют с пупсами, отсылает нас к началу фильма Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея», где изображен рассвет человечества.
Барбиленд — Эдемский сад, в котором нет греха. Куклы не знают ничего о сексуальных отношениях. Так же и в играх детей с этими куклами.
Белая шуба Кена — отсылка на образ Сильвестра Сталлоне.
Девочка Саша, которой принадлежит Стереотипная Барби — отсылка к одной из кукол «Братц», конкурирующих с Барби. При встрече Саша настроена враждебно.
Куклы в фильме — прототипы реальных кукол компании Mattel.
Ранее мы писали еще об одной громкой премьере лета — фильме «Оппенгеймер».
Читайте также на портале Om1.ru
Атомная бомба, политика и щепотка эротики: каким получился долгожданный «Оппенгеймер"(16+)?