Найти тему
Жизнь советского человека

Как бывший белогвардеец создал свою сеть разведки против СССР и помогал фашистам. Чем закончилась его деятельность?

Советской контрразведке в Великой Отечественной войне противостоял противник умный, сильный и жестокий. И если кто-то думает, что наши чекисты страдали «манией преследования», то очень сильно ошибается.

Уже в июне 1941 года в структуре Абвера заработал штаб «Валли», руководивший немецкой разведкой на Восточном фронте. В 1942 году для поиска и уничтожения партизан, а также создания «пятой колонны» в советском тылу, заработал Зондерштаб Р. Во главе его немцы поставили эмигранта и бывшего офицера Русской Императорской армии Бориса Алексеевича Смысловского.

В центре - Смысловский-Регенау / Борис Смысловский после войны
В центре - Смысловский-Регенау / Борис Смысловский после войны

Свою идею создания русского подразделения разведки он вынашивал давно. На базе одного батальона развернул 12 русских разведшкол, которые объединил в «Северную группу». Костяк её составляли белоэмигранты разных национальностей. Позднее стали подбирать кадры и из военнопленных. Непосредственно Зондерштаб Р расположился в Варшаве. Первоначально он действовал четырьмя отделами:

1-й вёл разведку против партизан, получал информацию от областных и районных резидентур. 2-й – контрразведка. 3-й – пропаганда в партизанских отрядах и сочувствующих. 4-й – отдел снабжения. Потом пропаганду ликвидировали, однако создали сектор осведомителей. Всю оккупированную территорию делили сначала на 5, потом на 4 разведывательно-резидентские области.

Дважды в месяц курьеры доставляли данные из областей к руководству. Резидентуры в областях и районах создавали в первую очередь там, где активно действовали партизаны. Своих соглядатаев маскировали под заготконторы, дорожные отделы и т.п. Вербовали местных информаторов. Активно старались внедрять агентов в партизанские отряды. Если это удавалось, изнутри начиналась разлагающая работа.

Агентура Зондерштаба Р отбиралась бывшими офицерами царской армии. Вся добытая информация передавалась в немецкую контрразведку, службу безопасности и тайную полевую полицию. Особенно тяжело приходилось партизанам Ковпака и Фёдорова в Черниговской области, где возглавляли сеть немецких агентов бывшие офицеры царской армии Дьяченко и Подоляк. Штаб Смысловского занимался и созданием своих «партизанских отрядов». Они занимались теми же делами, что и нацисты, только под прикрытием красноармейской формы.

Пётр Дьяченко
Пётр Дьяченко

Также для выявления возможных помощников партизан задействовали старост, лесников, полицейских, родственников уже прислуживавших немцам агентов. Специально засылались в места действия партизан торговцы мелким товаром. Не забывали и вести антисоветскую пропаганду. Во множестве печатали литературу, сгоняли жителей на собрания.

Квалифицированным агентам в Варшаве читали лекции о том, как находить места партизанских отрядов, устанавливать число людей и вооружённость, подбирать и внедрять агентуру. Учили разрабатывать легенды и составлять донесения, разбираться в картах. Внедряли также постулаты о величии Германии.

Правда один из представителей Зондерштаба в своих воспоминаниях значительно позднее честно напишет, что публика тут была разношёрстная, а общий состав «курсантов» засорён советскими агентами.

Но политика никак не мешала Смысловскому обогащаться. Он играл на курсах немецкой марки, во множестве скупал золото у евреев. Коммерцией занимался и весь руководящий состав Штаба.

Остатки дивизии "Руссланд" в Лихтенштейне
Остатки дивизии "Руссланд" в Лихтенштейне

В начале 1943 года разведывательные подразделения Смысловского после нескольких реорганизаций влились в войска вермахта под наименованием «Дивизия Руссланд». В задачу резидентур на местах включили и разведку в советских тылах. В каждой оккупированной области теперь было от 8 до 20 сетей немецкой разведки.

Осенью 1943 года началось усиленное обучение радистов для активизации зафронтовой разведки. В каждом армейском штабе теперь было по 3 офицера разведки и связи, которые забрасывали в советский тыл агентов и руководили ими. Особенно важным считалась такая деятельность на освобождаемых от фашистов территориях. В такие агенты подбирались в первую очередь пожилые и инвалиды, чтобы их не могли забрать на фронт или на трудовые работы.

Со времени перелома в войне число оставляемых немцами агентов увеличилось больше, чем в 40 раз. Устанавливаются также связи с антисоветскими формированиями в тылах Красной Армии.

Пока Смысловского арестовывают по внутренним немецким политическим разборкам, поток разведывательной информации значительно снижается. Когда его возвращают на службу, он ставит 4 условия: - он расширит разведку против СССР, - его деятельность официально одобрит Гитлер, - ему будут представлены любые средства в борьбе с партизанами, - он будет действовать только против СССР. Всё это немцев полностью устроило. В 1944 году Смысловский возглавил «Русскую объединённую разведшколу» уже в Германии.

Слева направо: Г. Неронов, сотрудник лихтенштейнской полиции, Г. Клименко, И. Смысловская, Б. Смысловский, А. Рогожников, А. Руссов. Лихтенштейн, 3 мая 1945 г.
Слева направо: Г. Неронов, сотрудник лихтенштейнской полиции, Г. Клименко, И. Смысловская, Б. Смысловский, А. Рогожников, А. Руссов. Лихтенштейн, 3 мая 1945 г.

В начале 1945 года он руководит настоящим военным объединением – 1-й Русской национальной армией. Её большую часть составляют эмигранты из различных антисоветских объединений числом до 6 тыс. человек. Армия была разгромлена советской авиацией и союзниками. Остатки бежали в Швейцарию, потом в Лихтенштейн.

Теперь их оставалось 494 человека. Оружие побросали в Боденское озеро. Князь Лихтенштейна отказался передавать их советской стороне, но больше 200 человек после разговоров с представителями репатриационной комиссии решили вернуться в СССР.

За время «сидения» в Вадуце Смысловского посетил глава американской разведки Аллен Даллес. Можно предположить, что Борис Алексеевич выторговал себе безопасную жизнь на Западе в обмен на передачу агентурной сети в СССР. В 1947 году он с остатками своего войска отплыл в Аргентину.

Советский фильтрационный лагерь, 1945 год
Советский фильтрационный лагерь, 1945 год

И это была всего лишь одна действующая против Советского Союза шпионская сеть. Поэтому не только во время войны, но и после её окончания советскую контрразведку ожидала невероятно огромная по своему охвату работа по очищению государства от немецких агентов, оставленных на нашей земле.

Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.