Найти тему
"Театральный чердак"

Мы едем к ревизору: фантазия Петра Шерешевского на тему гоголевской комедии (Псков)

Фото с сайта псковского театра драмы
Фото с сайта псковского театра драмы

Спектакль «Ревизор»/ фантазия в двух действиях на тему комедии Гоголя

Автор: Н.Гоголь

Режиссер и художник по свету: Пётр Шерешевский

Псковский академический драматический театр им.А.С.Пушкина

Действие псковского «Ревизора» переносится в 21 век, где городничий – типичный мэр, а чиновники привыкли решать вопросы на дружеской рыбалке. Пропаганда здесь является в лице Добчинского и Бобчинского – начинающих реперов, пытающихся продвинуться любой ценой, в том числе пресмыканием перед должностными. Принцип круговой поруки показан в действии и воспет в песне: «возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке».

Верхнюю часть сцены занимает экран: операторы следят за каждым жестом героев, снимают крупные планы с разных ракурсов и в режиме реального времени транслируют изображение. Узкая полоска внизу достается актерам: они кажутся очень маленькими на фоне собственных экранных образов. Экран дает возможность играть сдержанно и сосредоточенно, не пытаясь докричаться до последнего ряда.

Актеры отделены от зрителей прозрачной стеной, которая в глубине сцены становится межкомнатными перегородками. Зрители будто смотрят в большой аквариум. Так человек наблюдает за рыбками, ощущая свое превосходство.

Герои ходят в современной одежде, произносят тост за тостом (за 18-летие мэровской дочки, крыс, ревизора – за все подряд), выступают в ток-шоу, тусят под бит и снимают видеоблог. Артисты играют просто, создавая достоверные бытовые картины. О том, что комедия написана в 19 веке, вспоминаешь, когда рядом с режиссерскими вставками «всё палит», «wi-fi» и «50 оттенков серого» вдруг слышишь почти ушедшие из оборота «абсолютный моветон» и «отрапортовали».

Шерешевский делает мрачный спектакль, который начинается как стоп-кадр в воображении мэра-городничего (Евгений Терских). В полутьме хватается за голову, прячет лицо в ладонях, пытаясь не смотреть на замерших за столом гостей – пьяных, жадных, беспринципных. Кажется, что он, наконец, осознал бессмысленность меркантильной жизни и попытается из неё вырваться. Но миг проходит и все возвращается на круги своя и даже больше. Пытаясь угодить жесткому, циничному, властному Хлестакову (Камиль Хардин), мэр даст взятку собственной дочерью, спасая свою должность. Смешная гоголевская сцена соблазнения в этом мире становится апогеем похоти – обыденно и достоверно Хлестаков насилует дочку мэра на глазах ее родителей. И оказывается, вырваться из этого ада, где царит страх, невозможно. Низкочастотный звук дает зрителям почувствовать тревожную атмосферу физически.

Узнать в героях этого «Ревизора» чиновников своего городка легко. При этом режиссер последовательно дает зрителям почувствовать себя больше, чем просто наблюдателем. Мысли героев озвучиваются через колонки – спокойный мужской голос, один для всех, сообщает внутренние переживания. Зритель будто становится на ступень выше, на позицию Господа Бога. И ощущение собственного превосходства крепнет. Режиссер почти отказывается от смеха в спектакле, чтобы сыграть со зрителями шутку серьезнее конфуза порочных чиновников. Его городничий на последнем выдохе произнесёт себе: «По именному повелению чиновник из Петербурга требует вас тот же час к себе». И станет ясно, что настоящий ревизор в псковском спектакле – Господь Бог, которому не дашь взятку. Так тщательно создаваемое ощущение превосходства рухнет в один миг и условная ситуация спектакля вдруг перейдет в очень личные и вполне реальные истории зрителей. Четыре части экрана погаснут по очереди под песню Булата Окуджавы «…Господи, дай каждому, и не забудь про меня…». Не к нам едет ревизор – все мы едем к ревизору. А что каждый сможет ему сказать в свое оправдание – это уже повод для размышлений после спектакля.

Пётр Шерешевский – режиссер, драматург, инсценировщик. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства. В 2004 г. стажировался в студии при Королевском Национальном театре (Royal National Theatre) в Лондоне. Много ставит в провинциальных театрах. Его дебют в кино оказался неудачным, но средства кино он успешно использует в театральных постановках. Считает театр «способом познания мира и себя в этом мире» («ПТЖ», 2014г). Неоднократный участник и лауреат фестивалей театрального искусства, в том числе номинант фестиваля «Золотая маска».

С 2015 года – главный режиссер Камерного театра Малыщицкого.

Премьера спектакля «Ревизор» режиссера Петра Шерешевского в Псковском театре драмы состоялась в сентябре 2018 года и стала одной из самых ожидаемых в Пскове.

Вам может быть интересно:

Поддержите канал подпиской!