Только-только сошел с исторической сцены воевода Ивана III Даниил Холмский, как знамя подхватил Даниил Щеня. Он, пожалуй, знаменит еще больше. За ним числятся и большие осады, и победы в полевых сражениях.
О рождении Даниила Васильевича Щени князя из рода Патрикеевых неизвестно ничего. Да и жизнь, по большому счету, можно обозначить лишь штрих-пунктиром. От одной записи в разрядах до другой.
Патрикеевы – род именитый, Гедиминовичи. Дядя Даниила князь Иван Юрьевич Патрикеев до опалы (1499) был первым боярином при Иване III. Так что протекция у Щени имелась. Да и по роду-племени, по местническому счету он кое на что мог рассчитывать.
В 1475/76 годах Щеня впервые попадает в сохранившиеся документы. Боярин Даниил Васильевич сопровождает великого князя в Новгород. Появление такое себе. Но что имеем. Далее мелькает еще пару-тройку раз. Вот в 1489 году он уже воевода в походе москвичей на Хлынов (ныне город Киров).
Хлыновская (или вятская) вольница, осколок вольницы новгородской изрядно досаждала московскому князю. Одно время она даже в союзе с казанскими татарами воевала московские земли.
Раз сходили царские воеводы на Вятку, два. Пора было и кончать с этим делом. Воевода Щеня и прикончил республику. Вятская земля была присоединена к Московскому государству.
В русско-литовской войне 1487-1494 годов Щеня еще не большой воевода. Но зато смог отличиться, захватив Вязьму.
Ага! Хлынов, Вязьма – воевода удачливый, города берет. И в русско-шведскую войну 1495-1497 годов Иван III отправляет Даниила Васильевича главным воеводой под Выборг. О каменную крепость русский воевода зубы обломал.
Трехмесячная осада и кровавый неудачный штурм 30 ноября 1495 года вынудили главного воеводу отступить. Уж по причине неудачи или еще почему, а только Щеня в этой войне больше не объявляется.
По-настоящему воевода взлетел в 1500 году. Тогда началась новая русско-литовская война 1500-1503 годов. Русские рати отправились воевать литовские владения, а рать Щени заняла центральное положение, выполняя роль стратегического резерва.
Резерв сыграл свою роль, когда на выручку взятого русскими Дорогобужа из Смоленска двинулась литовская армия Константина Острожского. Рать Щени стремительно передвигается к Дорогобужу и соединяется с ратью боярина Юрия Кошкина (предка царей Романовых).
Щеня в соответствии с княжеским распоряжением называется главным воеводой. Тут следует эпизод с местничеством. Кошкин бьет челом на Щеню. Дескать, невместно мне под ним быти. Великий князь осаживает боярина, и командующим в сражении на Ведроше является именно Даниил Васильевич.
О численности армий литовцев и москвичей можно только гадать. Называются и по 40 тысяч с каждой стороны, и по 7-8 тысяч. Ну да пусть историки продолжают упражняться и писать статьи с диссертациями. Мы честно смиримся с неизвестностью.
В общих чертах ход сражения 14 июля 1500 года описывается так. Главная русская рать расположилась, уперев правый фланг в Днепр, а левый прикрыв лесом. В лесу встал засадный полк. Между русскими и литовцами протекала речка Ведроша.
То ли сам по себе перешел ее Острожский, уверенный в победе, то ли заманили его отступающие русские передовые силы, а только бой произошел на нашем берегу. Удар засадного полка не только смял фланг литовцев, но и отрезал их от переправы.
Разгром был полный. Потери неизвестны, поскольку и исходная численность гадательна. Но в плен угодил сам литовский командующий Константин Острожский. Это само по себе указывает на масштаб поражения.
Глядишь, тут бы и додавили московиты литовцев, да в 1501 году в войну вмешался Ливонский орден. Пришлось отвлекать силы на новый фронт. Удачливый Щеня выступает главным воеводой на новом направлении.
Несколько раз войска под его командованием врываются в Ливонию и зорят землю. Но не только дымами и пожарищами отметился Щеня в этих кампаниях. Дважды он вступает в полевое сражение с ливонцами.
Первое сражение произошло 20 ноября 1501 года под Гельмедом. Безоговорочная победа досталась русским. 13 сентября 1502 года рать Щени сошлась с ливонцами у озера Смолина. В этом сражении русские не одержали победы. Скорее, победителями можно назвать ливонцев, удержавших за собой поле боя. Но и противник понес такие потери, что ему не оставалось ничего другого, кроме отступления.
Иван III скончался в 1505 году. Положение Щени при новом великом князе Василии Иоанновиче не пошатнулось. В русско-литовскую войну 1507-1508 годов он новгородский наместник.
Прежде, чем сойти с исторической сцены, Даниилу Васильевичу предстояло совершить еще одно дело – завоевать для России Смоленск. Это произошло в русско-литовскую войну 1512-1522 годов (да, Иван III, Василий III Иван Грозный только и делали что воевали с Литвой почти непрерывно).
Трижды ходила русская армия на Смоленск в 1513-1514 годах. Две осады закончились неудачей. Но терпенье и труд делают свое дело. Третья осада 16 мая – 31 июля 1514 года завершилась капитуляцией гарнизона. Сотню лет находившийся под Литвой Смоленск теперь на сотню лет перешел к России.
Воевода сделал свое дело – воевода должен уйти. После взятия Смоленска Щеня еще разок упоминается в походе к Дорогобужу летом 1515 года и далее он исчезает. Ни года смерти, ни могилы.