Можно выделить несколько этапов работы. Давайте их все и разберем.
1. Подготовка доски. Она должна быть из хорошо высушенного дерева. Для предохранения ее от деформации в задней стороне делаются прорезы, в которые вставляются шпонки — узкие дощечки.
На лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляется нетронутой рама, или поле. Углубленная часть доски называется «ковчегом» или «корытом»; уступ, образуемый ковчегом- «лузга». Глубина ковчега для икон небольших размеров должна быть около 2–2,5 мм.
2. Грунтовка. Гладкую поверхность доски сначала царапают. Это делается для того, чтобы грунт держались крепче. Затем пропитывают клеем и наклеивают на нее павалоку – кусок льняной или хб ткани.
Следующим шагом становится нанесение левкаса - непосредственно грунта, основой которого является известняковый мел.
Левкас варится из клея, воды, мела, и наносится в очень горячем состоянии. Количество слоев может достигать пятнадцати.
3. Контур изображения. Исполняется кистью или углем. В большинстве случаев иконописец пользуется прорисями. Прорись – это переводимый через кальку рисунок, который выполняется на бумаге, а затем переводится на доску при помощи точечного прокалывания контуров изображения.
4. Если некоторые части иконы: фон, нимбы, оплечья, поручи и другие детали — предполагается позолотить, то это необходимо выполнить до нанесения красочного слоя. Для этого используется сусальное золото.
5. Затем икона «раскрывается». Это значит, что наносятся основные цветовые пятна. Одежды, пейзаж, растения.
Постепенно цветовые пятна обретают объемы и форму.
6. В последнюю очередь прописывается лик святого. Таким образом, можно выделить два этапа - доличное и личное письмо.
7. Покрытие олифой для защиты от влаги и пыли.
Кроме основных цветов, иконопись традиционно хранит четыре названия смешанных тонов:
•Санкирь - тон, употребляемый для ликов. Смесь охры, красного и зеленого.
•Дичь - сиреневый.
•Багор - красный тон.
•Ревть - серый.
А для вас икона - больше культовый предмет или произведение искусства?