Как известно, в 2023 году отметила большой юбилей одна из самых красивых (а по мнению многих - даже самая красивая) моделей за всю историю Волжского автозавода - ВАЗ-2103. Первые серийные машины были выпущены целых 50 лет назад!
Хотя история модели началась немного раньше, в сентябре 1972 года. Это дата начала сборка "переходных" ВАЗ-2103В с интерьером от "единички". Их, как известно, было выпущено полторы тысячи (хотя в сети иногда мелькает и число 1750). И только после этого начался выпуск уже полноценных "троек", с новой передней панелью и сиденьями. Произошло это именно в 1973 году - так что, повторюсь, полувековой юбилей машина отметила именно в 2023-м. Чем же интересна третья модель Жигулей?
Следы итальянцев в России
В разных источниках есть несколько теорий появления этой модели - и наиболее реалистичные утверждают, что без участия итальянцев разработка "тройки", как и "копейки", не обошлась. Более того, появление ВАЗ-2103 было заложено еще на этапе строительства завода - а сама модель должна была представлять собой нечто среднее между FIAT 124 и FIAT 125. Но в любом случае стоит признать, что список отличий между "копейкой" и "тройкой" очень серьезный. Ведь последняя изначально должна была занять нишу седана повышенной престижности...
При описании ВАЗ-2103 много раз придется использовать слово "первый". Например, это первая Лада с ремнями безопасности (как раз в 1973-1974 годах европейские страны массово вводили их обязательное использование, пока только на передних сиденьях).
Свет - всему голова!
Вообще, во имя безопасности ВАЗ-2103 получила еще обязательный вакуумный усилитель тормозов (плюс датчик низкого уровня тормозной жидкости) и задний противотуманный фонарь...
Что касается передней оптики, то здесь все очевидно: четыре фары головного света (отдельно для ближнего и дальнего) сделали машину солиднее, а водителя - увереннее в темное время суток.
Солиднее "тройка" стала не только за счет фар. Внешнее количество хрома на "тройке" столь велико, что даже не нуждается в тюнинге...
Мечта режиссера
"Вайтволлы" шин на автомобилях для внутреннего рынка СССР штатно не ставили. Зато сама резина была новая, с радикальным кордом (ИЯ-170 размерности 165/80R13). Она обеспечила лучшую управляемость благодаря более высоким сцепным свойствам.
Как раз ходовые качества "тройки" были не раз продемонстрированы зрителям в советских фильмах. Машину можно увидеть в фильмах "Ирония судьбы" (именно там ВАЗ-2103 особенно хорошо показан в динамике) и "Москва слезам не верит". Но первой и в каком-то смысле даже рекламной для модели работой стала комедия "Невероятные приключения итальянцев в России" 1973 года.
Роскошь эпохи застоя
В салоне, как уже сказано выше, "тройка" в качестве отличий от "единички" получила новую панель приборов с тахометром и улучшенные передние сиденья, дающие водителю и пассажира чуть больше пространства над головой.
Дверные панели 2103 получили длинные ручки-подлокотники, руль - травмобезопасную накладку, центральная консоль - место под магнитолу так называемого европейского стандарта 1DIN.
В заднем диване появился центральный подлокотник, на полу - ворсовые ковры, в торцах передних дверей - светоотражающие катафоты. Кстати, у ранних машин задняя табличка "Жигули" была белой, а не черной...
Мотор не пламенный, но подходящий
Была у ВАЗ-2103 еще и улучшенная система выхлопа. Но главное - это, конечно, сам двигатель: 1451 кубик и 77 (исправлено) лошадиных сил. Это было очень прилично для европейской малолитражки тех лет!
Стало быть, первой среди Жигулей "тройка" достигала максимальной скорости 150 км/час. При разгоне до "сотни" она укладывалась в 19 секунд даже с четырехскоростной КПП. Но в Тольятти уже готовились превзойти эти показатели с новым ВАЗ-2106...
Это кажется удивительным, но даже сегодня автомобиль излучает какую-то скрытую динамику. Может, сказывается некоторое внешнее сходство с BMW и другими престижными европейскими машинами семидесятых годов? Так или иначе фоне сегодняшнего автопарка эта машина выделяется очень сильно - и скорее в лучшую сторону! Только взгляните на этот нарядный внешний вид: бесконечные хромированные полоски и, конечно, непривычно яркую для сегодняшнего дня цветовую гамму!
На максимальный уровень производства (220 тысяч или ровно треть от всего выпуска в Тольятти) третья модель вышла лишь раз - в 1975 году. Начиная уже со следующего года позиции "тройки" стала активно теснить новая "шестерка".
Из всех выпущенных 1.304.866 экземпляров более чем треть (то есть примерно 450 тысяч) ушла на экспорт. Конечно, большинство машин продавались в странах Восточного Блока. На четыре основных государства - Болгарию, Венгрию, Чехословакию и ГДР - пришлось свыше половины экспорта ВАЗ-2103. В частности, в ЧССР с 1983 по 1982 год продали почти 63 тысячи таких седанов. Скорее всего, у чехов в те годы "тройка" ценилась даже чуть выше, чем заднемоторные и совсем уж маломощные на тот момент Шкоды...