Чуклов А. В.
Мифология и современный человек.
С детства в нашей жизни присутствуют сказки, мифы, легенды, былины, притчи. Из них мы узнаем о героях, злодеях; начинаем понимать о добре и зле, подвигах и подлости, щедрости, жадности, а также о других понятиях, которые присутствуют не только в нашем детстве, но и тогда, когда становимся старше и уже сами рассказываем сказки, мифы и т.д. младшим братьям и сестрам, своим детям или внукам. Как это не удивительно, но все эти понятия, персонажи, а точнее образы этого с нами на протяжении всей жизни.
И они, эти образы, находятся не столько в нашей памяти, сознании, подсознании, а на более глубоком, глубинном уровне.
Наиболее значимый вклад, в плане исследования взаимосвязи мифологии (куда можно и следует отнести не только непосредственно мифы, но и сказки, былины, предания, легенды и другие народные сказания) и психики человека, внес К. Г. Юнг, который практически всю свою психологическую деятельность посвятил изучению коллективного бессознательного. По Юнгу именно в этой области психики человека и отражены образы, которые появляются и проявляются в сновидениях, фантазиях, видениях, галлюцинациях – что не редко трансформируется в произведениях искусства, религиозных текстах, мифологических сказаниях и даже научные открытия (таблица Менделеева). Коллективное бессознательное это область коллективной психики, в которой отражен, собран весь опыт человечества. а отражен этот опыт в виде образов, которые Юнг обозначил как архетипы - «врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. В действительности, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее, именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие. Врожденной здесь является именно тенденция реагировать эмоционально, когнитивно (мысленно) и поведенчески на конкретные ситуации — например, при неожиданном столкновении с родителями, любимым человеком, незнакомцем, со змеей или смертью».
Кому то может показаться, что мифология это не совсем опыт, а возможно и вообще не опыт, но на самом деле, сохранение информации происходит не в точности, до мелочей – одна и та же история зачастую рассказывается, записывается разными людьми по разному, в силу прохождения, переработки ее через сознание, бессознательное каждого человека, воспринявшего и воспроизводящего эту историю. К примеру: персонажи в мифологических сказаниях это, в основном, собирательные образы или прообразы реальных людей:
- Прообразом известного былинного героя, богатыря, Добрыни Никитича, – Добрыня, брат матери князя Владимира Святославовича (крестившего Русь), который был воеводой его дружины;
- «Знаменитый Дракула. Брэм Стокер описал действительные исторические события, а прототипом для Дракулы стал граф Влад Цепиньш, который правил в Унгровлахии в середине XV века. Кровь подданных он, конечно, не пил, но, говорят, был очень жестоким»;
- «Дуремар из сказки про Буратино. В 1895 году в Москве был очень популярен французский доктор Жак Булемард. Эта экзотическая личность была в свое время любимым поводом для шуток и анекдотов. Доктор был страстным поклонником метода лечения пиявками и показывал опыты на себе. Пиявок он ловил сам, и поэтому одевался в длинный балахон (от комаров). Дуремаром его дразнили русские дети, коверкая французскую фамилию»;
- «Тугарин Змей Прототип "змея" филологи нашли ещё в XIX веке, в начале XX версию озвучил Всеволод Федорович Миллер. "Тугарин змей" - это половецкий хан Тугоркан из династии Шураканидов. Шарукан у половцев означало как раз "змея".
Но мифологические сказания это не просто набор персонажей, а полноценная история со своим сюжетом, смыслом, структурой: в них рассматриваются различные понятия, даются наставления; они поучают и т.п. в них так же существуют общие принципы, которые несмотря на видоизменения, трансформацию текста, возможно структуры, имен героев остаются неизменны на протяжении веков и даже тысячелетий, и актуальны и по сей день: это – «добро» и «зло», «борьба добра со злом», «добро всегда побеждает зло», «любовь-ненависть», «щедрость-жадность», «благородство-подлость», «почитание старших» и т. д. «…Сказки - хранилище позабытой народом информации о событиях, происходивших так давно, что помнится с трудом. Любая сказка несет в себе как минимум два уровня информации: общий и скрытый. Общий уровень говорит о том, что такое хорошо и что такое плохо в данном обществе. А вот скрытый рассказывает о жизни в далёкие времена, затеняет истинных героев для получения сказочных персонажей, хорошо узнаваемых читателями и рассказчиками любого поколения».
Примеры:
«Колобок». Колобок – уменьшительное от слова колоб, которое вероятнее всего произошло от древнерусского коло (колесо). Колоб – круглый хлеб, хлебный ком, шар. Рассказывает о том, как раньше на Руси жили обычные люди: просто, бедно, питались в основном хлебом. – скрытый уровень. На общем же уровне мы можем увидеть повествование о таких понятиях как самоуверенность: колобок был уверен, что ему ничего не грозит, не смотря на то, что защитить он себя физически не мог и в итоге был съеден. Что нужно ценить, то, что тебе дано: старик и бабка дали ему, по-сути, жизнь, а он от них ушёл. Знать свое предназначение: колобок был слеплен для еды и, несмотря на все попытки избежать этого, был съеден.
Ярким проявлением сказания, где основополагающим выступает скрытый уровень, является «Слово о полку Игореве» (полное название «Сло́во о похо́де И́гореве, И́горя, сы́на Святосла́вова, вну́ка Оле́гова», Сло́во о плъкѹ́ И́горєвѣ · И́горѧ сꙑ́на Свѧ́тъславлѧ · внѹ́ка О́льгова). Произведение написано на основе реального похода русских князей на половцев под предводительством Игоря, князя Новгород-Северского. При этом в «Слове» упоминаются и другие битвы, походы, междоусобицы между русскими княжествами с древнейших времен до похода Игоря. В этом плане это сказание выступает как своеобразная история Руси того времени. Так же в произведении автор обращается и к языческим, религиозным верованиям древних славян: «Боян называется внуком Велеса, князья — Даждьбога, а ветры — Стрибога. Упомянут Див, который кличет вверху дерева. Великим величается Хорс. Также есть упоминание о Карне и Желе, которые иногда считаются поэтическими олицетворениями тоски и печали». Так же упоминаются различные географические места (Киев, Курск, Тмутаракань, Волга, Днепр, Дон и др.).
На общем уровне «Слово» дает нам информацию о таких понятиях как патриотизм, героизм, подвиг, «борьба добра со злом», любовь, верность и т.д.
Исходя из приведенных примеров и других сказаний можно подвести небольшой итог: произведения мифологии несут в себе несколько уровней информации. Общий: понятия о том, что хорошо и что плохо. Скрытый: на этом уровне хранится информация о том, какие события происходили, что было актуально для людей, во что они верили, где и как они жили тогда, когда формировалось то или иное сказание.
Выше я говорил о том, что понятия, герои, персонажи отображены, отражены, заложены в нашей душе (психике), в виде образов (архетипов). И здесь к двум уровням информации, которые несут в себе мифологические произведения прибавляется еще один – психологический, внутренний; если общий уровень говорит нам о том, что плохо, а что хорошо, то психологический это причина, источник этого «плохого» и/или «хорошего». А для того, чтобы разобраться в этом уровне, нам необходимо вернутся к началу формирования сказания и понять, что для людей значило событие, которое явилось для него (сказания) основой.
Недавно я посмотрел документальный фильм, в котором выдвигалась гипотеза о том, что языческие божества изначально были реальными людьми, которые своими делами, поведением, деятельностью и/или жизнью в целом заслужили уважение, а в дальнейшем и возвеличивание статуса, подобным образом в православии происходит причисление к лику святых. Но по мере забывания реальных лиц этих личностей, героев, вытеснения их в сферу бессознательного (сначала личного, а затем и коллективного) остаются абстрактные образы, которые также переходят в сферу бессознательного, при чем этот процесс происходит не только с лицами, но и с поступками, мыслями, событиями, образцами поведения, действенным, эмоциональным и чувственным реагированием на ситуации, события, обстоятельства и жизнью в целом. Но коллективное бессознательное сохраняет не только положительное, но и отрицательное, оно сохраняет всё. Так же как и наша память: мы помним не только хорошее и плохое, но и другие моменты; но вспоминаем чаще именно то, что произвело на нас наиболее яркое впечатление, а это, как правило, те события, которые подкреплены такими эмоциями и чувствами как радость – горе, счастье – боль, любовь – ненависть. Отсюда и разделение в мифологических сказаниях на «плохое и хорошее» – что причиняет боль, страдание; несет в себе негатив отходит в плоскость «плохого», а что доставляет радость, позитивные эмоции и т.п. переходит на сторону «хорошего»; и как наиболее значимые и актуальные моменты «плохое и хорошее» играют немаловажную роль в формировании и существовании сказок, мифов, преданий, былин и т.д.
По сути, наша память это личное бессознательное, а память народа, нации, человечества это коллективное бессознательное и при этом они постоянно взаимодействуют между собой и играют важную роль в нашей жизни, хотя по большей части мы этого не замечаем и не осознаем.