Скандальный законопроект по внесению изменений в Конституцию Республики Алтай, который ранее в местный парламент внес глава региона Олег Хорохордин, было решено отозвать. Об этом руководитель республики сообщил в своем Telegram-канале. Он отметил, что некие силы будто бы стали использовать ложное толкование документа для обострения национального вопроса.
Как сообщалось ранее, местных общественников в начале текущей недели взволновало известие о том, что Олег Хорохордин внес в республиканский парламент проект поправок к Конституции региона. Активисты указывали, что из документа, по их сведениям, собираются убрать все упоминания о целостности РА, в чем они увидели угрозу возможного объединения с соседним Алтайским краем. Пресс-секретарь Хорохордина Михаил Максимов поспешил заверить граждан, что менять Конституцию региона собираются лишь в целях приведения ее в соответствие с федеральной Конституцией, а также законом «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ». Однако это не возымело должного эффекта, очевидно, из-за размытых формулировок. Позже в публичном поле появился сам законопроект вместе с наглядной демонстрацией предлагаемых изменений. Они должны были коснуться всего девяти статей и носили, скорее, «косметический» характер. Слово «целостность» действительно должно было исчезнуть в некоторых местах, однако же закрепленные принципы неделимости и единства региона, вопреки опасениям местных общественников, никто трогать не собирался.
Очевидно, и этот шаг не успокоил граждан. 28 сентября в местных СМИ появилось сообщение о том, что Общественная палата Республики Алтай направила Хорохордину предложение отозвать из парламента скандальный законопроект и направить его на общественные обсуждения, поскольку его вольное толкование якобы уже используют некие «деструктивные силы» в попытке обострить национальный вопрос. Через непродолжительный отрезок времени объемный комментарий на эту тему в своем Telegram-канале опубликовал и Хорохордин. Он согласился с общественниками в том, что на теме стали спекулировать некоторые граждане. «Отдельные лица начали использовать тему поправок для обострения национального вопроса и даже ставить под сомнение статус Республики Алтай. Некоторые из них намеренно вводят людей в заблуждение, подменяют понятия, распространяют информацию, не соответствующую действительности. <…> Считаю недопустимыми попытки обострения чувствительных для наших жителей вопросов, поэтому направил в Государственное Собрание - Эл Курултай документ об отзыве указанного законопроекта и снятии данного вопроса с повестки парламентского заседания», - написал Хорохордин, назвав пустыми слухами любую информацию о возможном объединении «двух Алтаев».
О том, будут ли проведены общественные обсуждения проекта, глава региона не упомянул. Отметим, что вопрос поправок, похоже, могут отложить на довольно длительное время, поскольку, по данным инсайдеров, обострение национального вопроса в республике не осталось незамеченным в Москве. Федеральные власти якобы могли выказать откровенное недовольство работой региональных чиновников, что косвенно может подтверждать скорая и довольно радикальная реакция главы РА, отказавшегося от законопроекта.
Напомним, что вопрос «Большого Алтая» обсуждается едва ли не с самого момента отделения двух субъектов. Особенно активно эту тему поднимали главы регионов в начале нулевых. В частности, идею лоббировал председатель Алтайского краевого Совета народных депутатов Александр Назарчук, которому удалось склонить на свою сторону и тогдашнего губернатора Александра Сурикова. Речь даже заходила о проведении референдума. В то время им противостоял глава республики Михаил Лапшин.
Периодически возможность слияния регионов провоцирует дискуссии, а основными противниками этого выступают представители республиканских этнических элит. Интересно, что в 2004 году звучала идея создания на юге Сибири одного мегасубъекта из Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской и Томской областей. Идеологом выступал губернатор Кузбасса Аман Тулеев. Более того, версии подобных интеграций звучали и гораздо позже, но дальше разговоров дело не зашло.