Практически во всех древних цивилизациях психическое заболевание представлялось результатом воздействия сверхъестественных сил, какого-либо рассерженного божества, которое таким образом наказывает за неверное деяние. Сведения о развитии медицины в Древнем Египте предоставляют данные сохранившихся папирусов, которые можно, без сомнения, назвать настоящими медицинскими энциклопедиями или пособиями. Самыми известными признаны написанный в 1 500 г. до н.э. папирус Эберса, папирус Эдвина Смита 1600 г. до н.э. папирус Херста, Берлинский медицинский папирус 1250 г. до н.э. и Лондонский медицинский папирус 1350 г. до н.э.
Не подлежит сомнению тот факт, что жители Древнего Египта были хорошо знакомы с медициной и владели передовыми методами лечения. Среди самых известных примеров: обнаруженная мумия жреца с протезированным коленом. Известно, что они делали протезы ампутированных пальцев, удаляли катаракту, проводили многие стоматологические манипуляции, включая протезирование. Фармакологические познания египтян тоже впечатляют: они использовали в медицинских целях 160 растений и некоторые химические элементы – серу, сурьму, цинк. В Египте существовали медицинские институты, окончив которые врачи должны были давать определённую клятву, предвосхитив тем самым знаменитую «клятву Гиппократа».
Психиатрия в Древнем Египте
Вместе с тем историки медицины настаивают, что древние египтяне не выделяли психиатрию в отдельную отрасль медицины. По их мнению, признаки психического нездоровья сопровождали болезни сердца и разума. Способы лечения, как и положено, определялись как минимум двумя факторами: причиной заболевания и совокупностью представлений об окружающем мире. Всё это отчасти объясняет тот факт, что в Древнем Египте было три типа врачей, разделявшихся по степени их связи с магической и религиозной силами: традиционный врач, магический врач и жрецы грозной богини Сехмет. И, конечно, не вызывает сомнения тот факт, что главную роль играли ритуалы, амулеты, заклинания и верования, которые были одновременно духовными, мистическими, магическими и медицинскими. Только в папирусе Эберса записано более 700 заклинаний, направленных против демонических сил.
Вообще, подходы к лечению, особенно столь не материальной инстанции, как психика, поражают многообразием и вместе с тем противоречивостью.
Предполагается, что широко используемая в древности процедура трепанации черепа, кроме всего прочего, использовалась как средство воздействия на психический недуг. Проделанные в черепе отверстия, по мысли целителей должны облегчить выход наружу злой демонической силы. А если речь шла о лечении мигрени, считалось, что нужно перенести боль от человека к другому объекту или существу. Например, растирали голову человека головой рыбы, веря, что так они передают боль.
И всё же часть исследователей считает, что более популярными были другие методы. В частности, лекари рекомендовали своим пациентам участвовать в развлекательных мероприятиях, таких как концерты, танцы и рисование, чтобы облегчить симптомы и достичь некоторого чувства нормальности. В дополнение к широкому использованию экзорцизма и молитвы, музыка применялась в качестве терапии для воздействия на эмоции, а пение оберегов и заклинаний были массовой практикой в древних культурах. Всё это очень напоминает современный популярный метод психотерапии - «психодраму».
Очень распространённая ныне «депрессия» была хорошо известна в Древнем Египте. Папирус Эберса довольно точно описывает её эмоциональные и психологические симптомы, называя «лихорадкой в сердце» «сухостью сердца» и «коленопреклонением ума». Для исцеления больного человека нередко отправляли в храм сна и погружали в гипнотический сон, широко используя разнообразные вспомогательные средства, например, ароматические масла и галлюциногенные средства. Храм на острове Фила, по некоторым сведениям, был центром такого лечения. Сны полученные там расшифровывались жрецами, которые определяли способы лечения.
Автор: Галина Шебалдина, к.и.н., преподаватель и сотрудник гуманитарного архива РГГУ