Найти тему
Русый

Человек привыкает ко всему

В конце лета свой полуторогодовалый рубеж перешагнула так называемая СВО. Совершенно тихо, буднично и рутинно. И о ней, о рутине, я и хотел бы отдельно поговорить.

За ныне происходящим конфликтом я пристально слежу уже с самого его начала, с 24 февраля 2022 года. Помню это зимнее утро, когда с огромным удивлением, читая за завтраком перед очередным рабочим днём очередную порцию новостей, узнал о том, что ночью началась большая войсковая операция. Признаюсь честно, даже и в мыслях не мог представить, что конфликт зайдёт в такую кровопролитную и долгую стадию. Как оказалось в дальнейшем, и наше руководство в Кремле походу дела тоже не рассчитывало на такой сценарий.

В информационной среде столь масштабные события сразу же заняли первые строчки всех новостных изданий, за считанные дни полностью помножив на ноль многомесячную популярность Ковида (кто-то ещё помнит о нём?) Вполне естественно, что народное внимание также моментально переключилось на стремительно разгоняющийся конфликт: я прекрасно помню самые первые дни, когда в вагоне метро практически поголовно люди, уткнувшись в телефон, листали различные новостные сводки, пытаясь разобраться, что вообще происходит и что делать дальше.

Каждый новый виток эскалации и напряжения находил бурный отклик как среди СМИ, так и среди простых людей, обсуждавших на кухне по-житейски происходящие события. Всё было в новинку и совершенно непривычно: разрушенные кварталы Мариуполя, вереницы сожжённой техники, сотни и тысячи потрёпанных войной пленных, удары ракет по хранилищам и складам. Глядя на всё это, поневоле задавался вопросом: а как мы вообще дошли до такого?

Руины Мариуполя. Шокирующие и ужасающие кадры 2022 года
Руины Мариуполя. Шокирующие и ужасающие кадры 2022 года

Вся история человечества - это история войн. Не знаю, кем и как было так придумано и принято, но человечество бесконечно воюет между собой, и это объективная данность, хотим мы этого или нет. А наша страна знает про это в особенности хорошо. Находясь на перепутье, между Западом и Востоком, нам приходилось отбиваться с различной периодичностью то от одних, то от вторых. Суверенитет - вещь дорогая, и крови пролито за него немало.

Поэтому, если говорить достаточно откровенно, состояние относительного мира и спокойствия, наступившее после Победы в Великой Отечественной Войне и продлившееся без малого 80 лет - для нашей страны и народа исторически ново и неестественно. Выросли целые поколения людей, которые никогда не видели и не ощущали настоящего дыхания войны, и слышали о ней либо из учебников истории, либо из скудных сводок идущих где-то далеко в Афганистане и Чечне боевых действий.

В этом и кроется, в первую очередь, столь высокий интерес к происходящим ныне событиям. Всё совершенно непривычно: и беспилотники над головами, и обстрелы мирных сёл и городов, и мобилизация мужиков (которая не проводилась со времён всё той же ВОВ), и действующие ДРГ врага на нашей земле. Однако помимо всего прочего, параллельно наблюдается совершенно обратный процесс народного понимания и осознания, который проявляется всё чётче и всё яснее с течением времени. Процесс этот можно охарактеризовать так: "Человек привыкает ко всему".

Суть данного процесса заключается в том, что громкие события и резонансные новости при многократном их повторении постепенно и незаметно становятся уже "негромкими" и "нерезонансными". Я помню прекрасно волну народного гнева и непонимания, когда украинские войска впервые начали обстреливать приграничные посёлки в Белгородской, Курской и Брянской областях. Помню, как живо в интернете возмущались первым жертвам среди мирных жителей этих сёл. Сегодня же, спустя полтора года, по этим посёлкам и городкам выпускаются десятки снарядов ежедневно, превратив многие из них в полуруинное состояние, а счёт пострадавших идёт на сотни - однако уже того, первичного общественного резонанса, давно нет. Помню, как бурно обсуждали первые удары по Крыму и Крымскому мосту, жаждали и призывали жёстко ответить на эти попытки. Сегодня же, спустя полтора года, практически каждый день на Крым что-то летит или плывёт, уже совершенно буднично и рутинно. Помню, как над Москвой появились первые БПЛА, а удары по небоскрёбам и Кремлю расходились на первые полосы СМИ. Сегодня же очередной сбитый БПЛА над столицей уже давно никого не удивляет, а Минобороны и мэр Собянин сухо и буднично пишут сводку на своих страницах в Телеграме.

Рутинная сводка от Минобороны РФ
Рутинная сводка от Минобороны РФ

Но удары БПЛА, на самом деле, это ещё далеко не самое страшное. Если взять жизнь прифронтовых городов ДНР и ЛНР, например Донецк, то оказывается, что человек со временем может привыкнуть и к ужасающим обстрелам, и к гибели близких людей, и к долгому отсутствию воды, электричества и еды. Шести-семилетние дети в Донецке, которые кроме войны ничего в своей жизни не видели, ещё не умея толком читать и писать, уже на слух безошибочно определяют прилёты и отлёты. А повзрослевшие люди, не захотев покинуть опасный регион, заводят семьи и рожают детей.

Схожий процесс происходит и в среде военной. Война, которая ещё не так давно была в новинку для простых мобилизованных мужиков (да и для контрактников тоже), сегодня превращается в обыденную привычную работу: все эти обстрелы, автоматы, блиндажи и самолёты становятся рутинной и привычной частью жизни, как для гражданских людей поездка на машине или поход в магазин.

Да, человек привыкает ко всему. И я на самом деле, так до конца и не нашёл ответа на вопрос, хорошо это или плохо.

А вы как думаете?

Спасибо большое, что уделили внимание! Подписывайся, чтобы не пропустить новые публикации. До новых встреч!