За настроение и атмосферу в коллективе несет ответственность руководитель. Именно от него зависит, насколько комфортной и продуктивной будет работа в команде. Отношения с сотрудниками нельзя пускать на самотек, с самого начала необходимо использовать профессиональный подход для их построения. В этой статье рассказываем об основных принципах, которые помогут соблюсти баланс между комфортом и рабочей атмосферой.
Совет 1. Сохраняйте правильную дистанцию
Даже если ваш стиль управления дружелюбный и демократичный, правильная дистанция между руководителем и сотрудниками очень важна.
- Проявляйте эмпатию: находите время на разговор, поддерживайте, сочувствуйте. Пусть сотрудники знают, что всегда могут к вам обратиться. Но при этом они должны понимать, что работа в любом случае должна быть выполнена.
- Разграничивайте дружбу и работу. Если вы регулярно проводите с коллегами досуг, то договоритесь, что на работе все равно необходимо сохранять дистанцию. Например, переходите на деловой стиль общения при клиентах и других сотрудниках, не обсуждайте личные вопросы в рабочее время.
- Помните, что никакая дружба не должна мешать рабочим задачам.
Совет 2. Будьте последовательны
Своим примером руководитель вдохновляет других, поэтому придерживайтесь тех правил, которые устанавливаете.
- Правила должны быть понятны, постоянны и для всех одинаковы. Плохое или хорошее настроение — не повод менять правила.
- Если вы поощрили одного сотрудника за хорошую работу, не игнорируйте достижения другого.
- Не создавайте прецеденты, если не готовы их повторять. Например, если однажды вы вызвали сотрудникам такси до дома из-за переработок, то в следующий раз они будут рассчитывать на то же самое. Люди ждут от вас последовательности.
Совет 3. Контролируйте грамотно
Найти баланс между контролем и свободой — задача сложная. Но хороший руководитель знает, когда можно дать сотрудникам больше самостоятельности, а когда необходимо проследить и проверить.
- Определяйте заранее точки контроля и не вмешивайтесь в процесс в другое время.
- Введите ежедневные отчеты, которые помогут вам всегда быть в курсе происходящего.
- Исследуйте и анализируйте свой опыт — что помогает вам контролировать так, чтобы не мешать?
Совет 4. Научитесь делегировать
Научиться доверять своим сотрудникам — одна из самых сложных задач для любого руководителя. Однако доверие крайне важно, чтобы бизнес развивался, работа была комфортной, а вы иногда могли выдыхать.
- При выставлении задачи уточните, что цель и пути ее достижения понятны, установите точки контроля и дату отчета.
- Если переживаете, что задача слишком сложная, можете спросить, нужна ли сотруднику помощь.
- Если нанимаете профессионалов — прислушивайтесь к их мнению. Используйте силу командных решений.
Совет 5. Ставьте четкие задачи
От того, какие задачи ставятся и как именно они ставятся, напрямую зависит результат. Поэтому мало просто поставить задачу — важно поставить ее правильно.
- Ставя задачу, четко проговаривайте результат, который хотите получить.
- Раз в месяц ставьте 3–4 более глобальные цели, к которым команда должна прийти через несколько недель.
- Всегда определяйте, что именно будет показателем успеха. Желательно в цифрах.
- Какие-то задачи хорошо бы формулировать вместе с командой. Но слушайте себя — как вам комфортнее: дискутировать или обдумывать в одиночестве.
Совет 6. Поощряйте сотрудников
Любому сотруднику важно, чтобы его ценили и замечали успехи. Поэтому не скупитесь на похвалу! Если ваш сотрудник выполнил сложную задачу, заключил выгодную сделку или предложил хорошую идею — скажите ему об этом.
Совет 7. Научитесь критиковать
Критика, как и похвала, неотъемлемая и естественная часть рабочего процесса. Главное — критиковать конструктивно.
- Не переходите на личности. Критикуйте только за рабочие ошибки!
- Продумывайте критику не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения ее эмоциональной окраски.
- Говорите об ошибках сразу, как их заметите.
- Обсудите с командой, как для всех будет комфортнее разбирать ошибки — на общих собраниях или на личных встречах.
- Помните, что не всегда получается корректно донести критику в текстовом сообщении. Находите время на звонки и личные встречи.
Выводы
Для грамотного построения отношений в команде важно соблюдать баланс: между свободой и контролем, дружеским общением и дистанцией, критикой и похвалой. Задача хорошего руководителя — этот баланс найти. Ставьте конкретные цели с четкими задачами и будьте последовательны.
Если не хотите пропускать новые статьи с советами для начинающих предпринимателей, подпишитесь на СДМ-Банк в Дзене. Мы публикуем познавательные материалы о деятельности банка, делимся финансовыми лайфхаками и экономическими новостями.
«СДМ-Банк» (ПАО) (Генеральная лицензия Банка России № 1637 от 09.12.1991), ОГРН 1027739296584