В середине сентября этот спектакль открыл новый сезон театра. «Это история падения личности, циника и манипулятора, мечтающего создать благополучную жизнь за счет женщин. Он не умеет любить и идет на все ради материальных благ. Он переступит через моральные принципы в обмен на беззаботное существование. Пьеса, над которой я давно думал, очень современная и злободневная – о том, что все-таки во главе: светлые, идеалистические понятия морали и нравственности или все-таки цинизм, прагматизм, меркантильность. Что побеждает?» – говорит режиссер, художественный руководитель Театра на Трубной Дмитрий Астрахан.
Прямо скажем, сюжет не очень характерен для русской классики. Обычно преобладает мнение, что именно женщины в большинстве своем мечтают удачно выйти замуж, особенно если рассматривать материальную сторону вопроса. Что до альфонсов, то их во все времена хватало, но наш герой несколько лет уже женат, и весьма удачно, а его честная и достойная супруга Зоя обожает своего избранника. Вот уж поистине дар судьбы – любовь такой прекрасной чистой девушки. Но, как мы знаем, лучшее зачастую достается людям мелким, недалеким…
Муж Зои на самом деле не достоин ее. Он хитер и неприятен в своем замысле новой женитьбы на более богатой невесте, при этом не стесняется просить жену опозорить себя изменой… Но Островский не так прост, чтобы дать своему алчному герою желаемое без проблем…
Проблемы, которые поднимал Островский, актуальны и в современной жизни. По сути, спектакль – размышление о слепой женской влюбленности, за которой следуют потеря разума, уязвимость и беззащитность. А еще это разговор о меркантильности и потере мужской чести. В отличие от многих других пьес Островского, «Красавец мужчина» не очень известна, ставилась она редко. Хотя в Санкт-Петербурге, в Театре Андрея Миронова премьера была в октябре 2011 года, и спектакль до сих пор пользуется успехом у зрителей. В Москве этот спектакль идет в театре имени Пушкина, в постановке Данила Чащина. И, как говорят театралы, зрители на него активно ходят, но высказывают в социальных сетях полярные мнения. Одни выражают полный восторг, другие говорят, что никому не посоветуют его посмотреть.
После посещения спектакля в театре «На Трубной» таких полярных мнений услышать не довелось. В основном они все позитивные. Спектакль современен. Хотя сейчас такого мужчину назвали бы альфонсом или нарциссом, потому что он не способен не только сам любить, но даже испытывать ответные чувства к женщине, теряющей ради него разум и готовой буквально на все. В спектакле тонко показана деградация главного героя Аполлона Окаемова, блестяще сыгранного Родионом Вьюшкиным. Актриса Анастасия Акатова сыграла страдающую любящую жену, прозревшую и начинающую понимать, какое чудовище ее муж. Как говорят зрители, спектакль драматичен, но смотрится на одном дыхании. И не лишен юмора. И главное – он позитивен! Стоит заметить, что из полусотни пьес Островского около трети живут в спектаклях десятков и сотен театров постоянно. Другие же по причине, которая вряд ли когда-нибудь выяснится, подолгу ждут своих режиссеров и актеров. Может, оттого, что многие из них были написаны для конкретных актеров, современников Островского.
Актеры, занятые в спектакле, играют безупречно. Воплощение включает в себя не только игру актеров, но и декорации, костюмы, продуманные в одном цвете, и живую музыку. «Красавец мужчина» в целом стильный, с добротным юмором спектакль, при этом полный глубины и даже драматизма. Здесь всего в меру: и смех, и слезы, и любовь! Главный герой не занудничает, не читает нравоучений, не затягивает эту драму, но и не скатывается в ненужный фарс или пошлость, прекрасно балансируя и находя отклик в душе взыскательного зрителя. При этом тут нет оценок и категорий – лжеца позволено простить, а подлеца снова полюбить…
Интересное мнение высказала любительница театра Раиса Каримова: «Что плохого в том, что мужчина, промотав чужое состояние, желает вернуть долг своей избраннице? Не это ли многогранность русской непредсказуемой души, которую можно так красиво раскрыть на сцене?! Из зала я уходила с чувством большого удовольствия, как человек, поучаствовавший хотя бы душевно в чем-то прекрасном».
С этой короткой оценкой зрительницы совпадает мнение Дмитрия Астрахана: «Путь падения главного героя мало исследуется. Важно рассмотреть его как драматического персонажа, показать весь путь его человеческой деградации, куда он идет ради материальных благ, ведь это история о том, как мужчина пытается продать себя. Это должно быть смешно, драматично и узнаваемо одновременно». И ведь не поспоришь с Астраханом – именно все так и было!
Комедия русской жизни, заявлено в анонсе пьесы Александра Николаевича. Эх, в русской жизни всегда от грустного до смешного один шаг…
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».