Сейчас стало модным любую неприятность, преследующую человека, объяснять кармой, мол, в прошлой жизни нагрешил, вот теперь и расплачиваешься за это. Виновата же во всем реинкарнация, то есть перерождение души. При этом принято считать, что чем лучше ты вел себя в прошлой жизни, тем лучшее перерождение ждет тебя в будущем и наоборот. Причем россияне даже не думают, что это скорее принадлежность азиатских религий, в частности того же буддизма. И к более привычным нам Христианству и Исламу никакого отношения не имеет. Но все же интересно, а что думают эти религии о возможности перерождения души? Как они относятся к данному факту.
Ислам
Официально принято считать, что такого в Исламе просто не существует. Считается, что Пророк по этому поводу ничего не говорил. А раз не говорил, значит, ничего нет. Абсолютное большинство приверженцев этой религии придерживаются традиционных взглядов на жизнь после смерти. Это когда душа после смерти попадает на суд ангелов (праведникам данный суд не грозит, их души сразу попадают в рай).
Хотя некоторые богословы нашли в самом Коране некоторые мысли по данному поводу. В качестве примера они указывают следующий аят: «Он (Всевышний) – тот, кто даровал жизнь вам, и Он ниспошлет смерть вам, а затем снова жизнь».
Еще один, по мнению богословов, говорит о возможности реинкарнации, но этот аят одновременно служит и предостережением для идолопоклонников: «Аллах сотворил вас, дал вам заботу и по воле Его вы умрет, а после снова будете жить. Способны ли идолы, называемые вами богами, подарить то же самое?».
Но, по мнению других исследователей Корана, в этих словах хоть и содержится возможность реинкарнации души в новом теле, более правильным толкованием указанных слов является обещание воскрешения в качестве милости Всевышнего за праведную жизнь.
Однако мистики, в частности суфии толкуют Коран чуть по-другому. В частности они представляют человека в качестве души, которая способна воскреснуть после смерти в виде духа. Которая впоследствии может быть воскрешена в другом теле. Ведь тело это только внешняя оболочка духа, оно смертно, тогда как сам дух бессмертен.
Известно, что суфии считали идею перерождения основополагающим принципом веры в загробную жизнь. В частности именно на таком принципе было выстроено учение друз – это сирийские суфии.
Опять же вернемся к тому, что в Коране ничего напрямую не сказано о том, является ли ересью вера в реинкарнацию или нет. Но все же большинство предпочитают перестраховываться, и ныне концепция перерождения в Исламе трактуется только как часть учения суфиев.
Христианство
Напрочь отрицает возможность реинкарнации. Согласно устоям христианства, душа после смерти физического тела находится в ожидании второго пришествия Христа и последующего Суда. После которого праведники отправятся в рай, грешники, соответственно в противоположном направлении - в ад.
Согласно концепции христианства – человеческая душа может прожить только одну жизнь и только в одном теле. Это согласуется с тем, что для Суда все будут воскрешены телесно, поэтому представьте ситуацию, когда душа прожила несколько жизней. И в каком же теле она должна возродиться?
Однако же идея о том, что в раннем христианстве присутствовало учение о реинкарнации, имеется. Правда, позже церковные иерархи эту идею предали анафеме. Возродила ее Елена Блаватская - религиозный философ, окультист, спиритуалист. Она была уверена, что учение Иисуса изначально содержало в себе идею перерождения души, но в дальнейшем было намеренно скрыто. По ее мнению отмена идеи реинкарнации произошло это на Пятом Вселенском Соборе в 553 г. Хотя в священных текстах в христианстве идея перерождения до Первого Никейского Собора (325 г) присутствовала.
К слову сказать, многие теософы 19-20 вв. с этим мнением согласны. Согласно их выводам, идея реинкарнации, присутствующее в учении Христа первоначально, после указанного собора было заменено представлениями о вечном существовании души после смерти в раю или в аду, и что спасение придет только через Христа.
Но опять повторяю, в классическом христианстве и исламе идея реинкарнации относится к ереси.