НОД Сценарии мероприятий по патриотическому воспитанию Береза- символ России"
Задачи мероприятия:
- формировать осознанное отношение к окружающему;
- формировать представление о целости связей, сложившихся в экосистеме;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края;
- закрепить знания у детей о культуре поведения в природе.
- дать сведения о незаменимой роли деревьев в жизни человека;
- вызвать у детей желание сажать и растить деревья;
- воспитываь патриотическое воспитание к Родине, России;
- приобщать детей к миру природы, развивать чувство прекрасного.
ПЛАН
1. Введение.
1.1 Беседа о берёзе – как символе России.
2.Основная часть.
2.1. Виды берёз
2.2. Значение берёзы в жизни человека.
2.3. Бережное отношение к природе.
3. Заключение.
3.1. «Город берёз»
Предварительная работа:
- экскурсия в берёзовую рощу;
- наблюдение на прогулке;
- рассматривание картин о берёзе;
- чтение художественной литературы;
- прослушивание и изучение песен и стихов о берёзе;
- беседы о берёзе;
- работа на участке по ухаживанию за берёзой и деревьями;
Оборудование:
- рисунки с различными видами берёз;
- рисунок и листики (из бумаги) берёзы;
- картина И. Куинжджи «Берёзовая роща»;
- кора берёзы;
- береста - грамота;
- листья берёзы;
- почки берёзы;
- серёжки берёзы;
- плод берёзы;
- сок берёзовый;
- берёзовый веник;
- лучина;
- лукошко, кузовок, туеска;
- мебель и детская игрушка, изготовленные из берёзы;
- музыкальные инструменты: трещотки, жалейка;
- деготь берёзы;
- чага;
- берёзовые поленца;
- грибы: подберёзовик, белый;
- таблетки - активированный уголь
- клей, кисточка, салфетка;
- магнитофон, кассеты с песнями о берёзе;
- фотография «Берёзы», в городе Волжском ;
- микроскоп;
- два сосуда с водой.
Литература:
1. Багрова. Л.А. «Я познаю мир. Растения».
2. Дитрих А. «Почемучка».
3. Кондратьева Н.Н. «Мы»- программа экологического образования детей.
4. Куликовская И.Э. «Технология интегрированного праздника».
5. Молодова Л.П. «Игровые экологические праздники с детьми».
6. Молодова. Л.П. «Экологические праздники для детей».
7. Рахилин. В.К. «Энциклопедический словарь юного натуралиста».
«Я в берёзовые ситцы,
Нарядил бы, белый свет,
Я привык тобой городиться,
Без тебя мне счастья нет!»
«Я люблю тебя Россия»
1.1.Звучит песня «Уголок России» сл. Е.Шевелевой, муз. В Шаинского:
«Простор небесный сизокрыл, и тишина кругом,
Мне уголок России мил – мой добрый отчий дом.
Стою, не глядя на часы, бёрезкам шлю привет!
Такой задумчивой красы, другой на свете нет!»
Педагог: Ребята, правда, какая чудесная, тёплая, нежная песня.
А о каком дереве поётся в песне «Уголок России»?
Дети: О берёзке.
Педагог: Да, это белая берёза, с её поникшими тонкими ветвями, будто сарафаном, облегающим её белый ствол, стала своеобразным символом России, Родины, русской земли. Поэтический образ берёзы сравнивали: с девушкой, лебедь – белая, берёза – невеста, а в тяжелое время войны берёзами – солдатками: «Похожи на русских солдаток, берёзы военной поры». Это самое лирическое дерево у нас на Руси, потому что, только ей больше всего посвящено стихов, песен, живущих в нашем народе.
Дети: В. Рождественский «Берёзка»
«Наряд её лёгкий, чудесен. Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен, поётся в народе о ней.
Он делит с ней радость и слёзы, и так уж она хороша,
Что кажется в шуме берёзы, есть русская наша душа!»
«Берёзка» А. Прокофьев
1. «Люблю берёзку русскую, 2. Люблю её нарядную,
То светлую, то грустную. Родную, ненаглядную,
В белом сарафанчике, То ясную, кипучую,
С платочками в карманчиках, То грустную, плакучую,
С красными застёжками,
С зелёными серёжками,
«Белая берёза под моим окном
3. Люблю берёзку русскую, Принакрылась снегом, точно серебром
Она всегда с подружками На пушистых ветках снежною каймой
Под ветром низко клониться Распустились кисти белой бахромой»
И гнётся, - но не ломиться» С. Есенин.
Педагог: А за что в народе любят берёзу, мы сегодня узнаем на нашем занятии. Давайте отправимся в путешествие по России, по нашей берёзовой роще, в народе её называют березняк и узнаем о берёзе многое.
Вот у нас на мольберте нарисована берёзка, но она без листочков. За каждый правильный ответ вы будете получать по зелёному листику, и мы посмотрим какой, станет наша берёзка к концу нашего путешествия.
2.1. И так мы отправляемся в нашу берёзовую рощу и познакомимся, какие бывают берёзы, чем они отличаются друг от друга.
Всего насчитывается около 120 видов берёз, очень много их в Белоруссии, поэтому даже название государства в честь белых берёз: Белая Русь.
И только 40 видов берёз образуют весёлые хороводы в наших лесах.
А кто знает загадку о берёзе?
Дети: «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не человек?»
Педагог: Действительно, посмотрите, белоствольное кудрявое, так называют её в народе это дерево. Расскажите о нём
Дети: Листья в виде - сердечка, капельки, а перевернуть в виде ёлочки. Листья и молодые веточки душистые, покрыты смолистыми железками. «Скоро у кудрявой берёзы, распустятся клейкие листочки..» в стихах А.С.Пушкина сказано. Цветки в серёжках, распускаются одновременно с листьями.
А плод берёзы – орешек с двумя прозрачными крыльями.
Дидактическая игра: «Чем отличаются берёзки?»
Цель: развивать умение анализировать структуру объектов. Учить различать характерные признаки различных видов берёз и некоторые сходства.
Дети читают название берёз, рассматривают и сравнивают их отличительные качества: листья, высоту стволов, их цвет, получают за правильные ответы листики и приклеивают их на рисунок берёзы.
- Берёза повислая бородавчатая – дерево 10-20м высоты, с белой гладкой корой. Молодые ветви у берёзы красно-бурые, покрыты бородавочками, самая распространенная берёза, растёт у нас в городе и области.
- Берёза пушистая – соседка бородавчатой, ветви направлены вверх и в стороны опущены, листья имеют волоски, бархатные, растёт в сырых местах и в Европейской части России, приспособлена к холоду и засухе.
Педагог: Дети, посмотрите, под берёзой что растёт, с кем она дружит?
Дети: Грибы – подберёзовик и царь грибов боровик - белый гриб льнут к берёзе, растут рядом с ней. (Рассматривают картинки и муляжи грибов).
- Берёза ребристая– переносит тень и растёт рядом с елями в Азии.
- Берёза приземистая, карликовая – это низкие ветвистые кустарники до 1м и ветви сильно наклонены к земле, растут на Дальнем Востоке и в Америке.
- Берёза извилистая - невысокое корявое дерево, с кривыми толстыми ветвями, иногда стелящимися по земле, растет в Западной Сибири.
- Берёза карельская, повислая – похожа на мрамор, растёт в Карелии, её там очень ценят и там, она заменяла даже деньги. Из неё делают дорогую мебель и музыкальные инструменты.
- Берёзы с желтой, и черной корой, каменная – растут в Японии, Приморском и Уссурийском крае, её древесина оправдывает своё название, проверим это.
Опыт: «Сравни»
Цель: воспитывать исследовательский интерес к природе путём создания проблемных ситуаций и постановки опыта.
Педагог: Возьмём два сосуда с водой и поместим древесины берёз: бородавчатой и каменной. Как вы думаете, они плавать будут?
Дети: дерево легче воды и оно плавает на поверхности.
Вывод: Опыт покажет, что древесина каменной берёзы тонет как камень, она прочная и тяжёлая
2.2. Педагог: А за что любили нашу берёзку, мы узнаем сейчас с вами, если пройдём в уголок «Русской горницы» и посмотрим, как использовали её на Руси. Детей встречает девушка, в одежде - олицетворение «Берёзки».
Девушка Берёзка. Здравствуйте, гости дорогие! Вы узнали меня?
Дети: Берёзка. Девушка Берёзка: Да, действительно, всегда на Руси берёзку сравнивали с девушкой, в белом сарафане, а её ветви с косами. Посмотрите, кора белая действительно, если к ней дотронуться, то на пальцах останется, что-то вроде белого порошка, он называется бетулин и высыпается из клеток коры. А под тонкой и белой корой находиться береста, та же пробка, она не пропускает ни воду, ни газы. Поверх белого ствола вытянуты тёмные горизонтальные полосы – это чечевички, через их рыхлую ткань поступает берёзе кислород. Понятно вам ребята, я рада, что вы ко мне пришли в гости, и сейчас увидите, какую пользу приносила людям она. Берёза занимала ни с чем не сравнимое место в жизни русского человека. Экологическая игра: «Берёзовая горница»
Цель: воспитывать любознательность и развивать наблюдательность детей.
Девушка Берёзка: Посмотрите на этот рисунок, на мою горницу и скажите, а что изготовлено из берёзы,?
Дети: лукошко, кузовок, туеска, а также мебель, детская игрушка, музыкальные инструменты: трещотка, жалейка.
Девушка Берёзка: В книге Д.Н. Садовникова «Загадки русского народа» можно прочитать о значении берёзы в загадках. Показывает книгу: Первая загадка
«Первое дело – мир освещает» Посмотрите, как называется этот предмет?
Дети рассматривают экспонаты и отвечают на вопросы, за правильный ответ получают по берёзовому листику. ( Показывает лучину)
Дети: Это лучина, ею раньше освещали в доме, ведь не было электричества.
Девушка Берёзка: Посмотрите, а что рядом с лучиной лежит? ( Поленце)
А они для чего служат? ( Показывает поленце)
Дети: Это берёзовые дрова, поленце, ими топили печь, они согревали избы, бани, чтобы было в комнате зимой тепло.
Девушка Берёзка: «Другое дело – разбитому связь» показывает бересту – грамоту. Посмотрите её строение через микроскоп, эта та же пробка, что и у пробкового дуба, но только слой тонкий, как бумага.
Дети: Это береста, не было бумаги, и тонкая гладкая береста служила для записей, учили грамоте, с её помощью писали письма, и изготавливали различные предметы быта (показывают рисунок).
Девушка Берёзка: «Третье дело – больных исцеляет», издавна использовали берёзу в русской народной медицине, лечили различные заболевания. Даже просто подержится человек за ствол берёзы рукой несколько минут и сил набирается от берёзы надолго, не болеет, прекрасно себя чувствует и настроение хорошее. Берёзу называли «деревом –донором».
Посмотрите, что это и как выдумаете, что из них можно приготовить?
Дети: Это почки, листья из них готовят отвары для лечения людей.
Девушка Берёзка: Да, это берёзовые почки, листья их можно заготавливать только на участках леса, предназначенных для рубки леса. Срезая ветви и связывая их пучки, сначала сушат на воздухе или в помещении, а затем только их обмолачивают. Почки собирают с конца января до конца апреля, в специальных брезентовых перчатках. А это, что такое? (Показывает листочки).
Дети: Листочки берёзы.
Девушка Берёзка:Листья и кора берёзы содержат эфирные масла, выделяют особую ароматическую смолу, поэтому воздух в берёзовой роще здоровый и чистый. Поэты её воспевали: «О лес! о жизнь! О солнце свет! О свежий дух берёзы!» Листочки собирают только до 30 мая. Отвары только пьют по назначению врача, да ещё и добавляют в ванну для купания, моют голову для укрепления волос. А у нас в городе можно их собирать?
Дети: Нет, так как деревья могут погибнуть.
Девушка Берёзка: (показывает деготь) А это на что похоже?
Дети: Крем, тушь, краска, чернила, сок, мазь.
Девушка Берёзка:Это ребята – дёготь, смолистая и перегорелая жидкость, выгоняемая из бересты огнём. Используется в качестве смазки при смолении и в медицине. А это что вам напоминает? (Показывает - чагу).
Дети: Похож на гриб.
Девушка Берёзка: да, это трутовый гриб – паразит, называется чагой, бесформенные наросты на берёзе, достигают до 40 см в диаметре. Сбивают его топором с живых берёз и используют в современной медицине.
Также из берёзы делается древесный спирт и другое известное лекарство – активированный уголь. (Показывает таблетки)
А это вы, я думаю, все знаете. Что это и как он используется человеком?
Дети: Это берёзовый веник. Им парятся в бане, тогда будешь здоровым.
Девушка Берёзка: А, что ещё можно делать им?
Дети: можно подметать, наводить порядок дома.
Девушка Берёзка: Правильно ребята вы ответили, « четвёртое дело – чистоту соблюдает», да ещё веник клали под подушку люди, которые страдали бессонницей, они быстро засыпали, благодаря пахучим, душистым листьям берёзоньки. Скажите ребята, а можно ли на наших аллеях обламывать веточки берёз для веников.
Дети: Конечно, нет, берёза засохнет и может погибнуть.
Девушка Берёзка: Вы правы ребята, берёзовые веники заготавливают в отведенных лесхозах, предназначенных для рубки и заготовки мётел.
А это, напиток, ребята, каждый из вас пил его? (Показывает берёзовый сок).
Дети: Это берёзовый сок, он очень вкусный и приятный.
Девушка Берёзка: Исстари ценился берёзовый сок, прозрачный и сладковатый на вкус, как его называли - березовик использовали как лакомство, и как целительный напиток. Ранней весной, с наступлением первых тёплых дней, берёза просыпается после долгой спячки и поит своим соком людей. Сок собирают ранней весной, в стволе делают треугольные надрезы, в которые вставляли трубки и другие приспособления для стока сока. После сбора сока ранку обязательно замазывают садовой замазкой.
2.3. А как вы понимаете русскую пословицу:
« Березовицы (сока) на грошь, а лесу на рубль изведёшь»?
Дети: Если не знаешь, как правильно собирать сок и не умеешь делать верно надрезы на берёзе, лучше этого не делать, да и ранку забыли замазать.
Сока соберешь капельки, а берёз погубишь целую рощу и лес.
Девушка Берёзка: (показывает картинку с сухой берёзой) Вы правильно думаете, ребята, посмотрите на эту берёзку, что с ней случилось, почему она такая?
Дети: - наверное, неправильно собирали сок, и она засохла;
- не поливали её, она хотела пить и поэтому не растёт;
- землю не рыхлили около неё, ей не чем было дышать, трудно было пить, поэтому береза и пропала;
- ранку на берёзе забыли замазать, поэтому и засохла;
- может, ветви и листья ломали и обрывали, и она погибла;
Девушка Берёзка: Вы правильно ответили ребята, действительно, если неправильно ухаживать за берёзой или ломать её она может погибнуть.
В народе так говорят: «Сломать дерево недолго, вырастить годы».
А знаю, что вы знаете песню «Берёзка» сл. П.Воронько, муз.Е. Тиличевой.
«У красы - берёзки платье серебрится, /Девушка – Берёзка - качает
У красы – берёзки, зелёные косицы. руками, как веточками.
Со двора к берёзке выскочили козы, 2 козлёнка прыгают вокруг
Стали гнуть берёзку, а берёзка в слёзы. стараются достать Берёзку
Защитить берёзку мы бежим гурьбою, Дети стали в кружок и
Чтоб краса-берёзка выросла большою» не подпускают козлят./
Затем дети поворачиваются лицом к козлятам и говорят им:
- Ах вы, козы- проказницы! – Ах вы, козы – негодницы!
- Мы берёзку сажали! – Мы её не ломали! - Мы её поливали!
- Уходите, козы, от нашей берёзы! – Кыш отсюда, козы! (топают ногами)
Ребёнок: Идите козы на лужок. На высокий бережок,
Там трава растёт, вот её и кормитесь!» М Авдеева. /Козы уходят/
Девушка Берёзка: Спасибо вам ребята, что спасли меня от коз, правильно надо защищать природу, не быть равнодушным и не боятся сделать замечание тем, кто ей вредит Я вам сейчас за этот благородный поступок дам отведать берёзовый сок в моей горнице. Он очень полезен детям, это хороший освежающий напиток, в нём много содержится витамина С, его называли в народе «оздоравливающим» кровь, применяли при простуде, авитаминозе и для профилактики кариеса зубов. (Угощает берёзовым соком).
Дети: Благодарят Девушку Берёзку за березовый сок, отмечают его вкус.
Девушка Берёзка: Ребята, вы теперь поняли, за что на Руси ценили и любили берёзку. Как встреча лета и прощание с весной устраивали праздник Троица, «зелёные святки», прославляющие зеленеющую землю, с центральным персонажем – Берёзой, она символизировала Древо жизни. Её не срубали, здесь в лесу, а выбирали самую молодую красивую берёзку, называемую «гостейка», «красота», обвивали её поясом или цветными, атласными лентами, украшали её, «завивали» на её ветвях венки, устраивали совместное угощение, вокруг неё водили хороводы – «Во поле берёза стояла», девушки в пёстрых сарафанах и пели лирические песни.
Ребёнок: «Пойдём, девочки, завивать веночки. Завьём веночки, завьём зелёные. Стой, мой веночек, всю неделю зелен, а я молодёшенька - весь год белёшенька».
Давайте, мы проведём хоровод «Берёзка»/сл.Агаджанова, муз.Т.Потапенко/
1.Мы вокруг берёзки встали в хоровод, радостно и звонко каждый запоёт.
Припев: Ай. да берёзка, белый ствол! Зеленей, зеленей, ты листвой.
1. Яркие платочки в руки мы возьмём, у берёзки стройной пляску заведём.
2. К вечеру мы дружно скажем ей: «Прощай! Ты без нас, берёзка не скучай!»
После хоровода, Девушка Берёзка прощается и уходит в лес к подружкам берёзам.
Педагог: Скажите, ребята, вам понравилась берёзка и почему?
Дети: Потому что она очень многое нам рассказала о берёзке, как она лечит людей и помогает человеку, очищает воздух, везде с ней красиво, светло.
3.1.Педагог: Действительно, в народе деревья называют «лёгкими Земли», они очищают воздух и благодаря им он становиться чистый.
Вы хотите, чтобы и вам помогала берёзка, а что надо сделать?
Дети: Надо, чтобы её было много в нашем городе, надо: посадить больше, и ухаживать за ней, чтобы берёзы росли и радовали всех жителей в городе.
Педагог: А кто вам поможет берёзы посадить?
Дети: Помогут: папа, мама, бабушка, дедушка, братья и сёстры, друзья.
Педагог: Где вы их можете посадить?
Дети: Посадить можно: в детском саду, во дворе, в парке, на улице, на дачи.
Педагог: Правильно, вы ребята думаете, молодцы! Я с вами согласна, надо больше сажать берёз в городе. В народе берёзу называют «Пионером деревьев», ведь она растёт там, где не растут другие деревья, неприхотлива к климату. Как только она обживается на новом месте, рядом с ней смело можно сажать и другие деревья, защитит она их, помогает выжить, несмотря на то, что сама такая хрупкая. Ученые были удивлены после проведения эксперимента: когда поставили несколько веточек различных деревьев в холодильник с температурой -100° С, и только почки веточки берёзы ожили, вот какая она сильная. А мы тоже сильные, как берёза и сможем посадить много берёз в нашем городе.
Давайте, сначала, построим модель берёзы и алгоритм её посадки в землю.
Дидактическая игра: «Посади дерево»
Цель: развивать умение детей решать проблемные ситуации при помощи предметно-схематических моделей.
Дети: строят модель берёзы и последовательность посадки дерева.
Педагог: Молодцы ребята: сажая, дерево – мы сажаем, своё здоровье.
Дети: «Что мы сажаем, сажая леса? Чащу, где бродят барсук и лиса. Лист, на который ложиться роса. Свежесть лесную, и влагу и тень, - вот что сажаем в сегодняшний день».
Педагог: В сказках сообщается, что корни берёзы находятся в подземном царстве, ствол пронизывает мир, а на его кроне обитают птицы. Это дерево представлялось, как Мировое дерево, на нём и рядом все мирно и дружно жили: птицы, насекомые, животные. А сколько в лесном «доме»этажей и кто там живёт?
Дети: Всего – 5 этажей, на каждом этаже есть квартиры, где живут свои обитатели.
Есть в доме подвал, где корни дерева – там живут мыши, кроты. На первом и втором этаже, где растут мхи, травы, цветы- живут : заяц, ёж, рябчик и другие.
На третьем этаже, подлеске – кусты и молодые деревца, живут певчие птицы.
На четвёртом этаже, кроны деревьев берёзы, клёна, рябины, живут - дятел, сорока.
На самом высоком пятом этаже, верхушки сосен, дуба – живут иволга, ястреб
Педагог: Правильно, ребята, каждый живёт на том этаже, где ему предназначено самой природой. А теперь посмотрим, какая стала наша берёза, на которую мы приклеивали листочки?
Дети: Вся зелёная, весенняя, красивая, нежная, кудрявая, светлая, волшебная
Поют песню «Берёзка», сл. Г. Бойко, муз. Т.Попатенгко.
1.Как пришла в сады цветущая весна, посадили мы берёзку у окна,
Стали, стали мы берёзку поливать, стали песенку такую напевать:
2.«Ты расти, моя красивая, расти, всем на радость, зеленея, шелести!
Ты расти, расти, берёзка вырастай! Всем на радость, зеленея, расцветай!»
Педагог: Ребята, не только писатели и поэты посвящали берёзе стихи и песни, но художники изображали её на своих полотнах. Вот посмотрите картину известного вам художника И. Куинджи «Берёзовая роща», он изобразил её много лет назад. Вам нравиться здесь и представьте, что вы в этой роще.
Дети: Много берёз, красиво, зелени много, в этой роще хочется погулять, наверное, под деревьями есть грибы, земляника, воздух чистый, поют птицы.
Педагог: Ребята, посмотрите эту фотография. Узнаёте, где это находиться ?
Дети: Это находиться рядом с Дворцом Октябрь, здесь рядом расположен парк, где очень много различных деревьев, особенно много берёз, нам здесь очень нравиться и мы часто отдыхаем с родителями.
Педагог: Знаете, ребята, если дотронуться до ствола берёзы летом, на солнцепёке, он прохладный. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которое не нагревается на солнце. Поэтому, надо особенно быть бережным к этому дереву и беречь те, которые у нас уже посажены, заботиться о них. Дети, а вы хотите, чтобы был так красиво и прохладно летом в каждом уголке нашего родного города?
Дети: Конечно, хотим! Пусть будет красиво и чисто и светло, как в горнице.
Педагог: А каким вы видите наш город, какие люди будут в нём жить?
Дети: Если мы каждый житель города посадит по одной берёзке, и будет ухаживать за ней, то город белый, светлый, чистый, кудрявый, красивый. Тот, кто сам посадит дерево, он никогда потом не сломает и не погубит его. «Я природу берегу, я природе помогу!». Жители города не будут болеть, так как воздух будет чистый, в городе летом не будет так жарко и не будет пыли. Природа любит чистоту.
Все станут добрыми и внимательными друг к другу.
Педагог: Ребята, вы правы. В народе берёзу называли «Счастливым деревом». Её сажали во дворе, рядом с домом для благополучия всей семьи, по случаю рождения ребёнка, для защиты от молнии и оно оберегало от злых сил. И мы с вами каждый год будем сажать на территории нашего детского сада берёзки. Давайте, превратим наш детский сад в маленькую берёзовую рощу. Вы согласны?
Дети: Конечно, мы будем сажать вместе с родителями.
Педагог: О каком городе вы мечтаете?
Дети: Мы мечтаем о светлом, счастливом и красивом городе, как берёзовая роща.
Мы знаем, что в этом году нашему городу исполняется – 50 лет. Мы хотим, чтобы наш город был красивее, светлее и чище с каждым годом.
Педагог: Я и все мы с вами согласны, мы мечтаем, чтобы город наш был красивый, светлый, город – роща, городом белых берёз, лучшим уголком России!
Дети поют песню: «Я люблю тебя Россия», сл. М. Ножкина, муз. Д.Тухманова.
1. Я люблю тебя Россия, дорогая наша Русь,
Нерастраченная сила, неразгаданная грусть.
Ты размахом необъятна , нет ни в чём тебе конца.
Ты веками непонятна, чужеземным мудрецам.
2. Много раз тебя пытали, быть России иль не быть.
Много раз в тебе пытались душу русскую убить.
Но нельзя тебя я знаю, не сломить, не запугать,
Ты мне Родина родная, вольней воля дорога.
3. Ты добром своей и лаской, ты душой своей сильна
Нерассказанная сказка, синеокая страна.
Я в берёзовые ситцы, нарядил бы белый свет.
Я привык тобой гордиться, без тебя мне счастья нет!
Ожидаемый практический результат.
В результате проведения данного занятия у детей:
формируется осознанное отношение к окружающему, способы поведения в природе и ответственность за совершаемые поступки, прививается любовь к родному городу, родному краю. Ведь процесс развивающего обучения, затрагивающие ценностно-смысловые ориентации детей, ставит ребёнка в позицию активности освоения ценностей человеческой культуры, что обеспечивает развитие его личности.
Ребёнок понимает, что лично от него многое зависит, каким будет наш город в будущем.
В процессе изменения интеллектуальной и ценностно-смысловой сферы ребёнка происходит включение новых содержательных мотивов его учения и кардинальная перестройка основных механизмов регуляции поведения. Это характеризуется тем, что в его сознании меняется картина мира. Она становится более адекватной и целостной, отражает объективные свойства вещей, взаимосвязи, взаимообусловленности. В результате происходит непрерывное и постоянное перестраивание, переосмысливание и осознание ребёнком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельности.
Предложить детям в течении месяца:
- Провести акцию «Посади берёзку» под названием «Берёзка под каждым окном»;
- Высадить аллею Белых берёз;
- Провести конкурс и выставку рисунков, фотографий «Люблю берёзку русскую»;
- Провести конкурс песен и стихов о берёзке;
- Провести конкурс начинающих поэтов «Мои первые строчки – берёзке».
Конспект данного мероприятия могут использовать:
- воспитатели дошкольных учреждений;
- учителя начальных классов;
- педагоги подростковых клубов;
- руководители кружков;
- печатные издания для пропаганды экологической культуры.
Сценарий мероприятия по патриотическому воспитанию
«Русская береза - символ Родины моей»
Цель: Способствовать формированию у детей патриотических чувств, любви к родной
природе посредством расширения их знаний о березе как о символе России.
Ход мероприятия:
Под музыку дети строятся на улице.
На планете много разных стран, но самая большая наша страна. Как она называется?
(Россия).
- Правильно, Россия!
Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это
огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо,
тихий закат, подсолнух, похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке,
это пчела, собирающая нектар – все это моя Родина.
Педагог: Ребята, а кто знает стихотворение о Родине?
Стихотворение: Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
.
Педагог: На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь;
И даже улице родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, свой общий дом.
- Наша Родина – Россия. Как и у других государств, у нашей страны есть свои символы.
Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого
народа очень важное значение. У России есть особые символы, они называются
государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны –
Конституции. Это главная песня – гимн, герб, флаг. Но государственные символы есть у
каждой страны. А вот что еще отличает нашу страну от других государств?
Ответы детей: Неофициальные символы.
Педагог: Правильно. И вот сегодня я хочу вас познакомить с одним из этих символов –
это береза. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России.
Стихи ли это, песни ли, сказки – всегда это дерево, доброе, нежное, ласковое. Конечно,
мы говорим о берёзе.
Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз,
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез
Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы – вся Русь рождена.
А разве можно вообразить себе жизнь русского человека в прошлом, настоящем и
будущем без белой красавицы российских раздолий - берёзы?
Нет, нет и ещё раз нет!
Пройдут сотни лет, но береза не потеряет своей значимости: как и в былые времена, она
будет символизировать нашу бессмертную, славную и могучую Родину, имя которой
Россия.
Ребята, а кто знает стихи о березе?
Стихи.
1 ребенок.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную.
В зеленом сарафанчике
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
2 ребенок.
Березка белый сарафан надела
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица- душа!
3 ребенок.
Каждый день я вижу
Березку из окна,
И нет подружки ближе,
Милее, чем она!
Педагог: Ребята, а как вы думаете , что люди делали вокруг берёзы, водили что….?
(Хоровод)
Предлагаю вам отдохнуть и пройти в хоровод…
А, ну честной народ, становись-ка в хоровод.
Игра «Берёза»
Береза моя, березонька.
Береза моя белая,
Береза кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посредь долинушки
На тебе, березонька,
Листья зеленые
Под тобой, березонька
Трава шелковая.
(Хоровод под фонограмму)
Педагог: поэты, музыканты, художники всегда воспевали образ русской красавицы
берёзки. А вы хотите превратиться в художников?
Дети: да.
Педагог: пройдёмте в художественную мастерскую. Представьте, что мы с вами
художники и сейчас будем рисовать и делать аппликации своей милой сердцу берёзки во
всей её красе.
(Дети под музыку делают аппликации и рисунки)
Где бы ни росла береза – всюду она приносит людям радость и свет. Береза – символ
России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш
народ, вечна земля Русская! А значит, мы её должны беречь и охранять. Я завершаю наше
мероприятие стихотворением:
Будем берёзку любить, охранять
Будем мы взрослым во всём помогать
Реки, поля и леса сбережём
Помним о том, что природа наш дом.
В конце звучит песня «От чего так в России берёзы шумят?» в исполнении группы
«Любэ».