В самом начале своей работы правительство Мишустина, проведя ревизию здравых идей и предложений, под разными предлогами блокировавшихся либералами Медведева, доработало и без промедлений начало реализовывать механизм заключение «соглашений о защите и поощрении капвложений» - СЗПК.
Его суть – расширение той самой классической «дедушкиной» оговорки, о которой рассказывали со ссылками на мировой опыт аж с 1993 (на моей памяти) года, но которую на практике никогда не применяли российские либералы. В рамках СЗПК крупный инвестиционный проект получает гарантию сохранения без изменений налоговых условий на 6-20 лет – в зависимости от масштаба вложений.
Кроме того, за счет налогов, которые начинает приносить в бюджет инвестиционный проект после своего запуска, бюджет компенсирует ему все затраты на построенную в его рамках гражданскую инфраструктуру и половину затрат – на построенную сопутствующую инфраструктуру.
В первый же год реализации описанного механизма было заключено девять СЗПК с совокупными инвестициями почти на 140 млрд.руб.. В I квартале 2021 года (несмотря на памятные проблемы, связанные с распространением коронавируса) государство и частные инвесторы, каждый со своей стороны, освоили новый механизм и поверили в него, - в результате чего процесс пошел лавинообразно: было заключено еще 27 соглашений более чем на 1,1 трлн.руб..
До конца 2024 года предполагалось довести масштаб заключаемых соглашений аж до 14 трлн.руб., - и угроза создаваемого этим механизмом инвестиционного роста стала настолько очевидной для либеральной бюрократии, что она решительным ударом подсекла его под корень, - как обычно, замаскировав стандартной схемой «лучшее – враг хорошего».
Для защиты от лишних рисков (и вероятной компенсации отсутствия специалистов, способных их адекватно и своевременно оценивать) было решено перевести заключение СЗПК в автоматический режим на основе специальной государственной информационной системы «Капиталовложения». Поэтому заключение СЗПК обычным, «ручным» способом было прекращено, - а сроки создания необходимой информационной системы были с высочайшей эффективностью сорваны либеральным Минэкономразвития.
Формально, разумеется, не специально и не в порядке диверсии для запирания денег России на спекулятивных финансовых рынках, а в силу обычной для либералов недееспособности.
В результате коту под хвост было успешно отправлено более полутора лет (включая самый тяжелый для экономики начальный период СВО), - однако в конце 2022 года правительство Мишустина, преодолев сопротивление либералов, все же возобновило процесс заключения СЗПК. Более того: вынужденная пауза была использована для доработки стандартов соглашений и приспособления механизма для применения на региональном уровне.
Благодаря этому было подписано еще 27 соглашений на 1,7 трлн.руб., а уже сделанные инвестиции превысили 900 млрд. (при этом средние масштабы инвестиций в рамках одного соглашения выросли на одну пятую, - правда, похоже, прежде всего из-за роста цен). Хотя запустить ожидаемый конвейер региональных СЗПК (для инвестиций от 1 млрд.руб. по сравнению с 5 млрд. для федеральных), заключаемых инвестором с властями региона, пока не удалось, - такие соглашения исчисляются единицами, - восстановление этого механизма внесло весомый вклад в ускорение инвестиционного роста до 12,8% во II квартале 2023 года (которое либералам пришлось пресекать спешным обваливанием рубля и задиранием ставки Банка России).
Однако сам процесс возобновления подписания СЗПК (пусть даже и на уровне первого периода их заключения) свидетельствует о сохранении востребованности этой формы стимулирования инвестиций, реализованных правительством Мишустина, и не только о жизненной необходимости, но и о возможности преодоления сопротивления либеральных фундаменталистов в органах государственной власти.