Найти тему

КАТЮША: РОССИЙСКИЕ РЕАКТИВНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ. Часть III

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

БМ-8

Разработка БМ-8 началась вскоре после разработки БМ-13. Она стреляла 82-мм М-8, представляющей собой модифицированный вариант ракеты класса "воздух-земля" РС-82. Существовало несколько вариантов ракеты М-8, последняя из которых имела дальность стрельбы 5,5 км и боеголовку с 69 кг взрывчатого вещества. Хотя ракета имела небольшую дальность и небольшую боеголовку, она вполне соответствовала поставленной задаче - поражать пехоту и штатное вооружение. Небольшие размеры и малый вес ракеты позволили разработать малогабаритные переносные восьмизарядные пусковые установки, а также системы, устанавливаемые на транспортных средствах, способные вести огонь до 48 боеприпасов.

Возможность стрельбы большим количеством реактивных снарядов из одной пусковой установки обеспечивала более равномерное распределение поражающих факторов по сравнению с 132-мм пусковыми установками. В середине 1941 года НИИ-3 и завод "Компрессор" провели проектные работы.

Два опытных образца, каждый из которых имел 38 пусковых направляющих, аналогичных тем, что используются на самолетах, были построены на ЗиСе.

На шасси грузовиков ЗиС-5 и ЗиС-6 были установлены два опытных образца, каждый из которых имел 38 пусковых направляющих, аналогичных тем, что используются на самолетах. Впоследствии количеств пусковых направляющих было впоследствии уменьшено до 36 с целью повышения безопасности, и система была принята к серийному производству под названием БМ-8. В связи с нехваткой ЗиС-6 некоторые из них были установлены на шасси автомобиля ГАЗ-ААА. БМ-8 на шасси ЗиС-6 имела те же проблемы с подвижностью, что и БМ-13. Кроме того, малая дальность полета ракеты М-8 вынуждала БМ-8 подходить близко к линии фронта, что повышало ее уязвимость перед огнем противника. В связи с этим была начата разработка и испытания гусеничного варианта на базе легких танков Т-40 и Т-60, способного запускать 24 ракеты.

Пусковые направляющие самолетного типа были заменены на новые, аналогичные тем, что стояли на БМ-13, более подходящие для наземной машины и имеющие усовершенствованную систему зажигания ракет. Испытания показали значительное повышение мобильности и возможности применения ракет в режиме прямой наводки, а новые направляющие повысили точность и надежность стрельбы. Система была принята на вооружение под обозначением БМ-8-24 и выпущено от 50 до 60 штук. Они состояли на вооружении до весны 1943 года. В 1942 году была построена новая пусковая установка на 48 ракет с использованием двух комплектов пусковых направляющих того же типа, что и на БМ-8-24. Эта новая пусковая установка, получившая обозначение БМ-8-48, использовалась на различных шасси и стала стандартным вариантом, применявшимся до конца войны. Ракеты могли запускаться как группами по три штуки, так и полным залпом из 48 штук.

Возможно, чтобы сэкономить на использовании импортных грузовиков, советская сторона добавила третий комплект из 12 пусковых направляющих для создания БМ-8-72. Они появились на послевоенном параде Победы, но сведений об их боевом применении нет.

В качестве основы для 82-мм РСЗО был использован ряд других платформ. Поскольку ракета М-8 была относительно небольшой и легкой, в 1942 году на вооружение была принята переносная РСЗО для использования в труднопроходимой местности, где крупнокалиберное артиллерийское вооружение было непрактичным. “Горная Катюша” была установлена на четырехногой подставке , которую можно было разобрать на три части для транспортировки. Она проходил службу в горах Кавказа и в Крыму. Другой облегченной версией был БМ-8-8, который устанавливался на джипы, предоставленные по программе Ленд-лиза. Принятый на вооружение в 1944 году, она использовался в Карпатах. 82-мм РСЗО также входили в состав вооружения бронепоездов. Две пусковые установки на 48 снарядов были установлены на бронированных железнодорожных вагонах и принимали участие, наряду со своими 132-мм аналогами, в битве за Москву. Кроме того, бронепоезда "Козьма Минин" и "Илья Муромец" имели железнодорожные вагоны, вооруженные М-8-24.

Продолжение следует…

СВО
1,21 млн интересуются