Добавим сюда интересы не только Армении и Азербайджана, но и третьих стран, в первую очередь, Турции и Ирана. Ведь Карабах богат месторождениями золота и меди, а также гидроэнергетическими ресурсами. У него есть огромные перспективы в плане транзитной территории, поскольку он находится на перекрестке важных транспортных путей.
Отбросив политику, эти экономические факторы как раз могли привести к обострению карабахского конфликта.
Позиция Турции
Эта страна во главе с Эрдоганом стремится увеличить свое влияние в регионе. Она поддерживает планы Азербайджана сформировать сухопутный транспортный коридор, который отрезал бы Армению от Ирана.
В региональной политике Баку не следует считать «младшим братом» Анкары. Азербайджан наладил отношения с США, ЕС и Израилем. Он играет здесь «первую скрипку», а турки ей подыгрывают.
Позиция Ирана
Что касается Тегерана, то он заинтересован в стабильности в этом регионе. У него здесь идет транспортный коридор через Россию. Персы опасаются укрепления Азербайджана в ходе конфликта. Тогда в этом регионе Ирану будет доминировать недружественная ему Турция.
В чем тут российский интерес
Несмотря на некоторые нюансы, между Россией и Арменией установлены экономические отношения. В первую очередь, в сфере энергетики, мирном атоме, транспортной отрасли, горнорудной промышленности. Обсуждаются совместные проекты в области цифровизации и высоких технологий.
Напоминаем, что Армения является членом ЕАЭС, куда входит и Россия. По итогам 2022 года российско-армянский товарооборот составил 5 млрд долл. Планируется, что нынешнем году этот показатель будет значительно превышен.
Важный момент
Через территорию Армении идут значительные товарные потоки, ввозимые в Россию в рамках параллельного импорта. Эти поставки обеспечили значительный приток денежных средств в Армению. Без них вместо роста была бы депрессия. По мнению экспертов, разразившийся конфликт может угрожать экономическим связям двух стран.
В сложившейся ситуации нельзя исключать, что под давлением третьих стран возможно сокращение деловой активности между Москвой и Ереваном. За это армянам могут быть обещаны преференции. Правда, что они будут делать без нас, окруженные с трех сторон мусульманами?