Помните, как Остап Бендер после неудавшегося бегства в царство капитализма говорит: "Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы"?
Главная героиня комикса «Мафальда» с таким же пафосом могла бы сказать: «Двигателя общества потребления из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в борца с капитализмом». С этим аргентинским комиксом произошел именно такой казус.
Всё было задумано как скрытая реклама бытовой техники «Мэнсфилд». Редакторы газет скрытую рекламу мгновенно определили, и создатель комикса — карикатурист Хоакин Сальвадор Лавадо Техон (более известный как Кино) — везде получил от ворот поворот. Но художник не упал духом, переделал комикс, убрал из него всю рекламу, добавил острого социального юмора, и Мафальда взлетела на вершину международной славы.
Мафальда против супа и капитализма, но за оладьи и всеобщее равенство
Малышка Мафальда терпеть не может суп, обожает оладьи и постоянно задает наивные вопросы, которые ставят взрослых в тупик. Так Мафальда с детской непосредственностью высмеивает социальную и политическую несправедливость, в которой погрязло современное общество.
Мафальда демонстрирует искреннюю неприязнь к капитализму и частенько проявляет явную склонность к идеям всеобщего равенства. За это в годы наибольшей славы (1964—1973 гг) ее называли «зеркалом аргентинского среднего класса и прогрессивной молодежи».
В Латинской Америке и во многих странах Европы комиксы про Мафальду пользовались огромной популярностью. Комикс был переведен на десятки языков, а на испанском был сделан выпуск даже со шрифтом Брайля, чтобы шутки Мафальды могли читать слабовидящие и слепые поклонники юмора.
Удивительно, но в 70-е годы сам создатель Мафльды в интервью признавался, что не очень любит этого персонажа, и лишь мировая слава этой озорной девочки заставляет его продолжать выдумывать для нее истории. Когда Кино вычищал рекламный контент из исходного комикса и придумывал первые серии, ему и в голову не приходила мысль о мировой известности. И когда на него обрушилось международное признание, это было довольно пугающе.
Рассказы о приключениях Мафальды постепенно наполнялись все более циничным юмором, политическим сарказмом и откровенными нападками на царящую в обществе несправедливость. Из-за этого в Испании сборники комиксов издавались с предупреждение «Только для взрослых», хотя никакого секса в них не было.
С годами набор персонажей увеличивался, но Мафальда продолжала оставаться душой комикса. Она так и не выросла — оставалась все той же наивной шестилетней девочкой, пытавшейся разобраться в хитросплетениях окружающего мира.
Мафальда высказывала свое мнение по поводу всех главных событий своего времени: убийстве Кеннеди, американской войны во Вьетнаме, гонке вооружений, защите прав человека, антикоммунистическим гонениям в США, повальным увлечением психоанализом. Поднимающий голову феминизм тоже не ускользнул от внимания Мафальды. Особого восторга он у нее не вызвал.
Вообще, несмотря на юность и наивность, Мафальда отличалась трезвым и довольно пессимистическим взглядом на жизнь. Именно это и делало ее такой убедительной.
В 1973 году Кино официально объявил о прекращении выпуска новых комиксов о Мафальде. Он признался, что каждая новая серия отнимает у него слишком много сил, он боится впасть в повторения, поэтому из уважения к читателям больше не будет делать новых выпусков. После этого популярность Мафальды пошла на спад, но ее слава лишь немного потускнела. Кино продолжал получать престижные награды за создание Мафальды, в честь этого персонажа устраивались выставки.
Преуспела Мафальда и в области рекламы: ей посвящены тонны сувенирной продукции, с ее помощью рекламировали программы детского театра.
Подписывайтесь на нас в Дзен: Мир комиксов, ВК: Мир комиксов (vk.com), ОК: Мир комиксов и Телеграм: mir_comicsov