Сегодня Национальный музей Республики Татарстан (НМРТ) обладает обширными коллекциями, которые хранят информацию о материальном и нематериальном культурном наследии татарского народа.
Этнографическое направление музейного собирания было продолжено в 1923 и в 1925 годах экспедициями профессоров Н. И. Воробьёва и П. М. Дульского. Эти экспедиционные сборы были предназначены для экспонирования на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1923 года и Всемирной выставке в Париже в 1925 году. В результате коллекции Центрального музея Татарской Республики пополнились многими комплексами украшений, традиционной одежды, предметов быта казанских татар, живших в сёлах Заказанья. К этому же времени относится огромный фотографический архив экспедиций Н. И. Воробьёва, который зафиксировал традиционное жилище татар, устройство усадеб и построек, бытовую утварь и сельскохозяйственные орудия, жителей деревень в традиционной одежде.
В 1944 году было принято решение об открытии музея Ш. Камала в его квартире, и для литературного музея целенаправленно стали собирать документы и личные вещи из семей погибших в войну писателей: Ф. Карима, А. Кутуя и других. До 1990‑х годов Государственный музей Республики Татарстан был единственным государственным учреждением, который мог приобретать личные архивы. Благодаря этому фонды музея пополнились очень ценными личными архивами и коллекциями поэтов, писателей, драматургов, деятелей культуры конца XIX – XX века, таких как Х. Такташ, С. Сунчелей, К. Тинчурин, Т. Гиззат, Ш. Усманов, Ш. Камал, Г. Минский, Ф. Ильская, Ф. Карим, А. Еники, К. Наджми, М. Джалиль, А. В. Зулькарнеев, А. Кутуй, Г. Тукай, Х. Туфан, А. Файзи, Р. Фахретдин, С. Хаким и другие. С тех пор многие академические издания классиков татарской литературы составляются на материалах наших архивов.
В конце ХХ века музей приобрёл ценные архивы видных учёных — специалистов по древней татарской литературе Джавдата Алмаза и Зайнап Максудовой. Библиотека Максудовой — 191 рукопись XV – XX столетий на татарском, арабском и персидском языках. Рукописные и старопечатные книги, которые бытовали у татар одновременно на четырёх языках: татарском, турецком, арабском и персидском, хранились в личных библиотеках бессистемно; так они и поступали в музей. Ещё не одно поколение учёных будут делать на материалах этих архивов интересные открытия по истории татарского народа.
Для музейного коллекционирования на современном этапе свойственно понимание наследия как живого творческого процесса, интегрированного в общие процессы мировой культуры. Оно отражает реалии современного Татарстана, в котором культура решает задачи как сохранения собственной идентичности, так и развития профессиональной культуры, стандарты которой связаны с классическими видами искусства. Так, коллекции музеев пополняются изделиями народных мастеров, которые сохраняют традиционные виды искусства татар — ювелирное дело, узорную кожу, вышивку.
Лилия Саттарова «Закулисье» (Мир Музея. 2021. № 11. С. 15).
Национальный музей Республики Татарстан
1. - Здание музея.
2, 3. - Татарские украшения с ажурной филигранью. Сер. XIX в. НМРТ.
4. - В хранилище вещевого фонда.
#мирмузея #архивмирмузея #мирмузеяархив #мирмузея2021 #Татарстан #Казань #НМРТ #настоящиеценностибудущего #знание
Коллекции Национального музея Республики Татарстан
2 минуты
17 прочтений
5 октября 2023