По данным Башстата, в республике работают около 33 000 учителей. У каждого второго – стаж более 20 лет. Так языком статистики можно рассказать о преданности наших педагогов делу и их любви к детям. А еще есть цифры, подтверждающие рост популярности профессии учителя: по информации Минпросвещения России, в 2022 году число заявлений от абитуриентов на педагогические специальности в вузах по сравнению с 2021-м выросло в полтора раза, а показатель нынешнего года в сравнении с предыдущим практически удвоился.
По итогам приемной кампании педагоги – на третьем месте после медиков и IT. Даже средний проходной балл за последние шесть-семь лет вырос с 62 до почти 70 – таковы данные нашего Башкирского государственного педагогического университета имени Мифтахетдина Акмуллы. Однако учителей по-прежнему не хватает.
О том, почему так происходит, что делается для решения проблемы и как готовят педагогов в главной кузнице учителей республики, мы поговорили с ректором Акмуллинского университета, депутатом Госсобрания – Курултая РБ Салаватом САГИТОВЫМ.
– Салават Талгатович, насколько остра проблема дефицита педагогических кадров и где кроются ее корни?
– В целом по стране не хватает порядка 30 тысяч учителей физики, 27 тысяч – информатики, 31 тысячи – биологии, 23 тысяч – химии, и по остальным предметникам статистика не лучше. Именно это вынуждает наших учителей брать дополнительную нагрузку и вести по полторы ставки. В Башкирии в общей сложности требуется около двух тысяч человек. Потому наши студенты на вес золота. Уже после третьего курса многие преподают в школах – закон это позволяет. Спасибо ветеранам педагогического труда, которые продолжают передавать свои знания и опыт молодому поколению.
Что касается главной причины нехватки кадров, проблема тянется еще с 90-х, когда статус учителя резко упал. Сегодня многое делается, чтобы исправить положение. Для этого 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника. На федеральном уровне рассматривается вопрос повышения зарплаты учителям. Предпринимаются меры и для облегчения их труда, повышения престижа профессии. Из законодательства исключили само понятие «образовательная услуга». И пусть эффект от таких изменений почувствуется не сразу, в будущем он проявится. Шаг за шагом отношение общества к педагогам нужно менять. Кстати, на одной из встреч с учителями меня просили поднять в Госсобрании республики вопрос о необходимости нового закона – о защите чести и достоинства педагогов. Это отдельная наболевшая тема.
– Как помогают восполнить нехватку учителей выпускники вашего вуза?
– По специальности трудятся около 75% из них. Другой вопрос – сколько в школе задерживаются: через год цифра падает до 60% выпускников. Есть несколько направлений для решения проблемы. Например, программа целевого обучения: по такой в университет приходят ребята, которые изначально знают, что, получив диплом, по договору с конкретной школой будут там работать. В нынешнем году в Акмуллинский университет поступили 234 «целевика». План в данной части мы выполнили на 72%. Это максимальный результат среди всех педвузов России, хотя понятно, что над показателями еще надо потрудиться. Вместе с тем могу привести такой пример: в Башкирии крайне не хватает учителей физики, но ни один муниципалитет, ни одна школа не дала соответствующую заявку.
Сегодня университет тесно взаимодействует с профильным региональным министерством. Определенный прирост ожидается и из числа выпускников психолого-педагогических классов – к 2024-му в школах Башкирии должны открыться 180 таких. Но я считаю, в первую очередь нужно позаботиться о мерах поддержки для молодых учителей. Сейчас мы работаем над тем, чтобы синхронизировать ряд существующих программ и заложить их в модель того же целевого обучения. Скажем, почему бы по программе «Сельский учитель» не выдавать денежное поощрение 50 лучшим «целевикам»?
– К слову об уровне подготовки выпускников. В июне Акмуллинский университет впервые запустил демонстрационные экзамены: студенты ведут урок, а комиссия наблюдает за происходящим через «зеркало-шпион». Расскажите подробнее.
– Точнее, через зеркало Гизелла. И да, экзаменационная площадка представляет собой обыкновенный класс. Только роль детей за партами играют волонтеры, например, студенты педколледжа. А оценивают практику не представители вуза, а директора школ, завучи и лучшие учителя. Идет видеозапись. Экзаменуемому предлагают показать, как бы он справился с разными ситуациями в реальной жизни. Вот, например, в кабинет влетает опоздавший хулиган или в классе – ребенок-инвалид; «заучка» постоянно тянет руку, не давая ответить другим ребятам, и т. д. Пока мы только опробовали новую практику, но уже в нынешнем учебном году начнем ее применять на обязательной основе. Это важно, поскольку будет подвигать преподавателей к коррекции учебных планов: делать акцент на темах, в которых студенты «плавают».
– А еще в вашем вузе разработали единственную в России платформу по ликвидации профессиональных дефицитов учителей. Что это такое?
– Каждый педагог на такой платформе может открыть личный кабинет и пройти индивидуальную диагностику. Система автоматически выдает результат: например, учитель химии в валентности разбирается, а в альдегидах нет. Сверили результаты с итогами ЕГЭ, и действительно – в вопросах, в которых слаб педагог, ошибаются и дети. И опять-таки платформа анализирует не только знание предмета, но и владение методиками преподавания, умение работать с ребятами с ОВЗ, пользоваться компьютером и т. д. По результатам для каждого учителя выстраивается индивидуальный образовательный маршрут. Так что, если говорить о затратах бюджета на повышение квалификации педагогов, это экономия средств. И конечно, когда мы сами пропустили через систему первые 700 человек, поняли, как скорректировать учебные планы. Ведь если 90% испытуемых не знает одну тему, это уже не их вина.
Создавали такую платформу по госзаданию Минпросвещения России в течение двух с половиной лет. В качестве экспертов привлекли 13 тысяч учителей. Программа охватывает 27 предметов плюс башкирский, татарский, чеченский языки. В планах – добавить ряд других, а также разработать алгоритмы для школьных директоров и их заместителей.
– А советники директоров по воспитанию проходят отдельное обучение?
– Да, специально для уфимских школ в этом году подготовили 160 человек.
– Вообще, насколько в нынешних реалиях важно, чтобы учителя не только давали детям знания, но и воспитывали их?
– Это всегда было и остается важным. Не зря говорят, что Великую Отечественную войну выиграл именно учитель – он вложил в сердца и умы наших прадедов понятия чести и долга, научил любить Родину. Даже когда мы ратуем за технологический суверенитет страны, то должны понимать: он невозможен без духовного остова общества. Воспитывать патриотов – по-прежнему задача учителей, и очередную битву выиграют снова они.
– Что изменилось для студентов БГПУ им. Акмуллы с выходом России из Болонской системы?
– Педагогического образования это касается в меньшей степени. Все эти годы мы готовили специалистов по системе двухпрофильного бакалавриата в течение пяти лет. То есть, как и в советское время, из стен университета выпускались учителя по двум смежным специальностям, например, физике и математике.
– В августе университет подписал соглашение о сотрудничестве с минобрами Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Зачем это нужно?
– С прошлого года во всех педвузах внедряется «ядро высшего педагогического образования». Это значит, где бы ты ни учился, – в Уфе, Махачкале или Красноярске – на 72% получаешь материал по единой программе, а остальное представляет собой «региональный компонент». По сути, в России формируется единое образовательное пространство для подготовки педагогических кадров, и это правильно: не может учитель быть плохим в одном регионе страны и хорошим – в другом. Проблема лишь в том, что во всей России всего 38 педвузов. Получается, в нужной степени охвачены не все субъекты. Поэтому и создали под эгидой педвузов учебно-педагогические округа: в наш вошли Башкирия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия. Основная задача – делиться с коллегами своими наработками и помогать им в деле повышения квалификации педагогов.
– В связи с этим вопрос: правда ли, что Акмуллинский университет – один из самых технологически оснащенных педвузов страны?
– Он входит первую категорию педвузов страны. Таких всего пять. Между университетом вчерашним и сегодняшним – огромная разница. За два года по федеральному проекту «Учитель будущего поколения России» мы получили порядка 350 млн рублей. Еще дополнительно около 300 млн пошли на полное обновление лабораторий. Только в этом году мы получили 20 млн рублей и открыли технопарк «Кванториум», а также на грантовые 60 млн по программе «Профессионалитет» оснастили лаборатории педколледжа. Кроме того, у нас функционируют мастерские проекта «Молодые профессионалы». Не только педагогические, но и многие другие университеты позавидовали бы такой лабораторной базе, не говоря о проведенных ремонтных работах в вузе. Все это стало возможным благодаря крепкому фундаменту и прекрасному профессорско-преподавательскому корпусу.
Так, многие интересуются: педвуз и Евразийский научно-образовательный центр мирового уровня – дескать, вы-то причем? А у нас есть направление «нанотехнологии», по которому мы тесно сотрудничаем с Институтом физики молекул и кристаллов УФИЦ РАН, – вместе делаем уникальные вещи! Второе направление – «генетика». Третье – «наука о водорослях». Знаете ли вы, что водоросли вырабатывают в 20 раз больше кислорода, чем деревья? Этим направлением занимается наша кафедра биотехнологий, и у нее нет конкурентов в Башкирии. Главное, НОЦ – это история лет на 20 – 30, мы обязаны и школы под нее немного перестраивать.
– С прошлого года преподавателям Акмуллинского университета выдают жилищные сертификаты. Этот факт, пожалуй, удивит коллег из других регионов.
– Наша республика – единственная в стране, где по поручению Главы региона Радия Хабирова оказывается поддержка молодым ученым. Только в нашем университете десять человек получили до двух миллионов рублей на улучшение жилищных условий, еще двадцать – прошли стажировку в ведущих вузах России. Благодаря таким мерам преподаватели спокойно занимаются наукой, а не ищут, как и где подработать. Надеемся, в нынешнем году получим не меньшую поддержку.
– Как считаете, каким должен быть учитель нашей эпохи?
– Всегда на полшага опережающим время, а по отношению к детям – человеком бездонной души. И что бы кто ни говорил, компьютер никогда не заменит учителя. В очередной раз это стало очевидно в пандемию ковида. Информацию можно передать на флешке, а вот достучаться до ребенка способен не каждый. Как писал первый почетный профессор нашего университета Мустай Карим: «Я противник всяких культов – небесных и поднебесных. Но после культа матери я преклонюсь только перед культом, имя которому Учитель».
Арина АСТАФЬЕВА
ИНФОГРАФИКА
В Башкирии работают:
· >115 000 сотрудников сферы образования, это 12% персонала всех организаций,
· 32 600 школьных учителей,
· 4400 преподавателей колледжей,
· 4600 преподавателей вузов,
· 89% школьных учителей – женщины
(По данным Башстата за 2022/2023 учебный год)