Найти тему
Время образования

Холбой Ибраимов: «Учитель» – слово, которое в нашей стране пишут с большой буквы»

Холбой Ибрагимович Ибраимов, директор Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. Кары-Ниязи, доктор педагогических наук, профессор, в небольшом интервью нашему изданию рассказал о современной системе образования Узбекистана, системе подготовки кадров и статусе учителя в стране, где 2023 год объявлен Годом заботы о человеке и качественного образования.

-2

– Холбой Ибрагимович, история Вашего института насчитывает почти 95 лет, и большая часть этого периода пришлась на время существования единой системы образования СССР. Какие элементы этой системы используются в современном образовании Узбекистана?

– Да, действительно, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Ташмухаммада Ниязовича Кары-Ниязи ведет свою деятельность с 15 июня 1929 года. За период своего существования приходилось не только изучать тенденции образовательной системы, но и создавать, модернизировать, вносить что-то новое. На сегодняшний день сферы образования нашей страны коснулись кардинальные изменения. Они связаны прежде всего с требованиями современного общества: меняется подход в обучении, меняются учебники и программы, внедряются инновационные технологии… Между тем, «не построив новый дом – не разрушай старого»: система образования, как и любая другая социальная сфера, не может быть изменена полностью, чтобы единовременно принять законы нового существования.

Безусловно, существуют некоторые элементы, на которых основывается и современное обучение: пятибалльная система оценивания в школе, вертикальная система управления образовательным учреждением, сохранились основные предметы в школьной программе. Но самое главное из того, что осталось в образовании, – это опора на воспитание: ведут свою деятельность классные руководители, проводятся внеклассные и внешкольные мероприятия, кружковая работа, создано молодежное движение «Союз молодежи Узбекистана». Основная цель образования нашей страны – это поэтапный переход к инновационному решению: на базе имеющейся системы создание новейшего материала с опорой на мировые достижения.

Многие разработки института направлены на создание учебно-методических комплексов для начальной школы («Алифбе» (Букварь), Математика и др.). Сотрудники института являются их авторами. В диссертациях докторантов института исследуется весь спектр вопросов школьного образования. По инициативе единственного в республике академика по педагогике, сотрудника института Р.Х. Джураева было принято решение об открытии педагогических вузов во всех регионах страны. Академик Джураев принимал активное участие в открытии филиалов российских вузов в Узбекистане, таких как: МГУ им. Ломоносова, Казанский федеральный университет, филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, филиал РГПУ им. А.И. Герцена и т.д.

– Какие основные задачи стоят перед учительством Вашей страны в преддверии нового учебного года? Кстати, сколько учителей в Узбекистане?

– В нашей стране более десяти тысяч школ, в которых ведут свою деятельность свыше пятисот тысяч учителей. Каждый год по инициативе Президента республики Шавката Мирзиеева проводится реконструкция и строительство дополнительных школ, постепенно для учителей создаются условия, привлекающие их в работу в учебные заведения: поэтапное увеличение заработной платы, упрощение процесса получения категории, стимулирование преподавателей, имеющих различные сертификаты, и т.д. Безусловно, основная задача, стоящая перед учителями в Узбекистане, – это дать детям достойное воспитание и образование.

Но в преддверии этого нового учебного года перед преподавателями стоит еще одна важная задача – принять программу и учебники нового поколения, основанные на модели 4К (креативность, коллаборация, коммуникация, критичность), суметь донести до каждого учащегося идею этих инноваций, воплотить в жизнь цель развития ключевых компетенций во время урока.

-3

– Ваш институт ведет подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров, которые вносят весомый вклад в развитие педагогической науки Узбекистана и республик Центральноазиатского региона. Расскажите, пожалуйста, об основных темах и направлениях, которыми сегодня занимается Ваш институт.

– В институте функционируют следующие отделы, которые и определяют темы нашей деятельности: отдел непрерывного образования педагогики и психологии, отдел менеджмента в образовании, отдел технологии обучения и методики, отдел социально-гуманитарных наук, отдел точных наук и цифровых образовательных технологий, отдел естественных наук, отдел инклюзивного образования, отдел международных исследований, отдел иностранных языков, отдел подготовки научных кадров. На сегодняшний день институт принял участие в 22 государственных национальных и зарубежных проектах и грантах, охватывающих весь спектр образования.

– Как построена система педагогического образования в Вашей стране? И что делается для привлечения студентов в педвузы и последующего удержания выпускников в профессии?

– В Узбекистане непрерывная система образования. В 2020 году обновлен «Закон об образовании», который предусматривает семь ступеней: дошкольное образование и воспитание (предполагает обязательную годичную подготовку к начальному образованию в возрасте от шести до семи лет), общее среднее и среднее специальное образование (включает три этапа: начальное образование – 1–4 классы, базовое среднее образование – 5–9 классы, среднее образование – 10–11 классы. Базовое среднее образование является обязательным для всех учащихся, профессиональное образование (включает три уровня: начальное профессиональное, среднее профессиональное, среднее специальное профессиональное образование); высшее образование (две ступени – бакалавриат и магистратура); послевузовское образование имеет две формы – базовую докторантуру и докторантуру, переподготовку и повышение квалификации кадров (дополнительные профессиональные знания); внешкольное образование (Дворцы, Дома, клубы, центры детского и юношеского творчества, спортивные школы, школы искусств и т.д.).

Безусловно, проблема привлечения студентов в педагогические вузы всегда стояла остро, и нехватка педагогических кадров ощущается и сейчас. Этот вопрос постоянно находится в поле зрения главы нашего государства.

Именно поэтому в этом году Президентом страны принято решение увеличить квоты государственных грантов по направлению педагогики.

Кроме того, запланировано увеличение в два раза квоты на поступление в магистратуру для подготовки педагогов. Прием в магистратуру проводится в два этапа: в августе и в январе.

Чтобы удержать педагогические кадры в учебном заведении и привлечь выпускников в профессию, постепенно создаются особые условия: начисляется дополнительная заработная плата учителям, имеющим категорию, ученую степень, стаж работы. Но сегодня и молодые специалисты имеют возможность получения повышенной заработной платы благодаря имеющимся сертификатам, а также за счет отдаленности региона, в котором они работают. Кроме этого, вопросы образования непрерывно отслеживаются руководством страны, что дает возможность создавать нормативные акты, регулирующие деятельность педагога, родителей и других субъектов образовательного процесса. На сегодняшний день благодаря реформам, проведенным в Узбекистане по обновлению Основного закона, статус учителя определен в Конституции Республики Узбекистан.

– Непрерывное профессиональное развитие педагогов должно отвечать вызовам времени и запросам общества. Каким вопросам сегодня уделяется особое внимание при реализации программ повышения квалификации педагогов?

– Узбекистан всегда стремился стимулировать непрерывное образование и развитие педагогических кадров. Безусловно, сегодня отрыв от производства нам представляется не лучшей формой получения такого образования в силу определенных причин. Именно поэтому в программу повышения квалификации был внесен ряд изменений. В частности, учитель теперь имеет право повысить квалификацию онлайн, пройти курсы видеоуроков, а также сдать квалификационный экзамен посредством информационных технологий. Однако это не исключает и офлайн-занятия: при желании и возможности учитель всегда может пройти курсы «вживую». Изменилась и структура подачи материала: теперь программа не изучается в течение 144 часов один раз в пять лет, но изучается ежегодно по 36 часов. Кроме этого, внедрен каскадный метод обучения: авторы-методисты проводят систематические тренинги региональных специалистов, которые, в свою очередь, делятся материалом со своими коллегами.

-4

– Текущий год объявлен в России Годом педагога и наставника. Приглашаем присоединиться к чествованию учителей и рассказать о педагоге или наставнике, который определил или существенно повлиял на Вашу жизнь.

– В нашей стране 2023 год также связан с образованием: он объявлен Годом заботы о человеке и качественного образования. У нас в стране с древних времен Учитель – это Устоз (Наставник, уважаемый в народе человек, который все знает и служит во всем примером). Устоза приравнивают к статусу отца.

Есть поговорка: «Устоз отангдек улуғ», что в переводе означает «Учитель так же велик, как твой отец».

Обычные люди всегда идут за советом к учителю, не важно, где он работает и каков его статус, главное он – Учитель.

Несомненно, в республике наставником всех ученых-педагогов является лауреат премии имени А.Г. Неболсина Фонда поддержки и развития профессионального образования доктор педагогических наук, профессор Рисбай Хайдарович Джураев, единственный академик по педагогике.

Предлагаю вашему вниманию рассказ одного из многочисленных учеников Рисбая Хайдаровича Джураева.

Корифей педагогической науки Узбекистана Рисбай Хайдарович Джураев

-5

Рассказывает Махмудов Абдулхалим Хамидович, доктор педагогических наук, заведующий отделом «Точные науки и цифровые образовательные технологии» Узбекского научно-исследовательского института педагогических наук им. Кари-Ниязи, г. Ташкент.

«Многие ученики профессора Рисбая Хайдаровича формировались, изучая его труды, совместно работая, слушая его лекции и семинары. Я тоже хотел бы быть в их числе, но судьба распорядилась по-другому, я ученик другого формата, так как стиль работы с Рисбаем Хайдаровичем был иной. Вы спрашиваете: почему и разве может быть другого формата? Я попытаюсь обосновать свой тезис.

До встречи с Рисбаем Хайдаровичем мне, кандидату технических наук, преподавателю технических дисциплин, не доводилось профессионально заниматься научно-педагогическими исследованиями и глубоко изучать научную литературу в области педагогической науки. Наверное, поэтому научные труды Рисбая Хайдаровича были вне моего поля зрения, хотя я о них знал и даже некоторые из них читал.

После нескольких лет научных исследований в области высшего образования я с намерением подготовить и оформить докторскую диссертацию по педагогике пришел в УзНИИПН им. Т.Н. Кары-Ниязи с просьбой прикрепиться к ним в качестве самостоятельного соискателя и назначить в качестве научного консультанта профессора Р.Х. Джураева.

Имея в руках научное исследование (как я считал, почти готовая диссертация), я зашел к профессору на беседу и был убежден, что работа выполнена на 80–90%, осталось ее немного доработать и выходить на защиту. Человек широкой души, тонкого понимания психологии начинающего соискателя (кстати, не молодого), Рисбай Хайдарович, изучив работу, не стал прямо указывать на имеющиеся недоработки (это я сейчас понимаю, как далека была работа от педагогической науки, как много не хватало в ней педагогического аппарата и методологии, насколько в технократическом стиле была написана работа), а дал понять, что в работе необходимо усилить педагогические изыскания и вместе с этим мне самому расти и развиваться в этом направлении. Такая была эта первая и во многом поучительная для меня встреча.

Это был другой стиль научной работы с учениками, более современный и более эффективный для соискателя. Наша система образования (начиная от колледжа и, заканчивая послевузовским образованием), к сожалению, в большинстве случаев готовит хороших исполнителей, а не творческих специалистов. Многие соискатели в силу заложенной в них исполнительской деятельности (ментальности), безусловно, подчиняются научному руководителю, не вступают в научную полемику, ждут готовых решений, подсказки (выбор темы, плана работы, методов решения и т.д.), что в конечном итоге приводит к определенным научным результатам, но в малой степени к формированию творческой личности ученого. В нашей совместной работе Рисбай Хайдарович никогда не давал готовых решений (хотя он их видел). Он давал мне возможность найти их самостоятельно, но при этом очень тонко и умело подводил к ним. Таков был стиль работы, стиль, направленный на развитие научного роста самого соискателя.

Каждый раз встречаясь с профессором, я как будто сдавал экзамен, экзамен на системное видение проблемы, ее методологических составляющих, отстаивания и обоснование своей научной позиции, поиск и сравнение аналогичных работ, критический анализ результатов своего исследования и многое другое. Каждая беседа – это целый мир новых знаний, методов и технологий работы, направление деятельности.

Хочется поделиться мыслями об отношениях профессора с учениками. В них просматривалась демократичность, последовательность и строгость. Это не стиль опеки, но профессор постоянно внимателен ко всем своим ученикам несмотря на то, что у каждого из нас были свои задачи, своя тема. Важно именно это постоянство и последовательность, он интересовался, как идет работа, как жизнь: не влезал в душу, просто его интересовали люди, идущие с ним вместе. Тут трудно было понять, где кончалась наука и где начиналась педагогика у Рисбая Хайдаровича. Научная работа всегда была учебой, а учеба не могла не быть научной работой. Это, мне кажется, один из самых гуманных и инновационных стилей работы.

Очень обширна и многогранна деятельность профессора Рисбая Хайдаровича, направленная на внедрение новых информационных и педагогических технологий, повышения качества образования, создание учебной литературы нового поколения. В соавторстве с учеными и учителями-практиками разработаны монографии, учебники, в том числе электронные учебники и мультимедийные учебные пособия по математике, информатике, физике и другим дисциплинам, а также электронная интерактивная доска для школ. Названные работы получили одобрение и признание научно-педагогической общественности. Более 600 публикаций, в том числе более 50 опубликовано за рубежом, 15 патентов, разработанные им государственные образовательные стандарты для системы профессионального образования внедрены и применяются по всей республике. Книга профессора Р.Х. Джураева «Эксплуатация металлорежущих станков: Учебник для средне-специального профессионального образования» в 2002 году удостоена Диплома II степени на республиканском конкурсе «Лучший учебник и учебная литература года».

В беседах с профессором я всегда улавливаю следующий его тезис: «Цените время, особенно в молодости, когда кажется: все еще впереди, все еще успею… Пишите интересные, актуальные и востребованные книги и учебники. Книги живут дольше людей. Каждое поколение должно передать следующему за ним не только результаты своих исследований, не только свою строчку в Книге знаний, но и часть своей души, кусочек своей радости и своего счастья…» Таков Рисбай Хайдарович, человек творчества, философского мировоззрения, тонкой души и сердца.

В течение 50-летней деятельности в сфере образования профессор Р.Х. Джураев выполнял работы по повышению качества образования, внедрению в практику Национальной программы по подготовке кадров, а также осуществлял деятельность по созданию государственных программ по развитию и образованию. Принимал непосредственное участие в разработке и модернизации образовательных стандартов, подготовке нового поколения учебников для среднего специального и профессионального образования, их отбору и апробации. Вот почему стратегически важные проблемы отечественной образовательной системы (причем на всех его уровнях и видах) не решаются без участия профессора Рисбая Хайдаровича Джураева.

«Учитель» – слово, которое в нашей стране пишут с большой буквы. Это призвание, которое требует от человека всех его сил и способностей без остатка. Служение, которое не знает каникул и перемен. Повезло многим, и в том числе мне, что на нашем жизненном пути встретился такой Учитель, профессионал своего дела, талантливый педагог, способный зажечь в сердцах учеников огонь познания, вовлечь их в водоворот интересной и неповторимой научной жизни. Профессор Р.Х. Джураев воспитал целую плеяду молодых ученых, под руководством профессора защищено 10 докторских и многочисленное количество кандидатских диссертаций, а число соискателей, которым профессор помогал своими консультациями и рекомендациями, не сосчитать. И сегодня неутомимый труженик науки и образования с успехом продолжает просветительскую деятельность. Именно таким ученым и педагогом является Рисбай Хайдарович.

За плодотворный и многолетний труд в сфере народного и профессионального образования профессор Р.Х. Джураев награжден многочисленными правительственными наградами, в том числе: орденами Дружбы и Трудового Красного Знамени; медалями «Трудовая доблесть», «10 и 20 лет Независимости»; «Отличник народного образования Узбекистана и среднего специального профессионального образования Узбекистана» и др. Лауреат премии имени А.Г. Неболсина Фонда поддержки и развития профессионального образования.

Ромен Роллан говорил, что нельзя победить раз и навсегда. Побеждать надо ежедневно. По такому закону живет и работает Рисбай Хайдарович! Каждый день. Каждый час».

Подготовила Н.С. Харченко.