Найти тему
Реальное время

Музыка в жизни Хасан-Гата Габаши

Фото: realnoevremya.ru
Фото: realnoevremya.ru

Вопрос дозволенности музыки в исламе активно обсуждали мусульмане Российской империи на рубеже XIX—XX веков. Тема была популярной в среде богословов и правоведов, поскольку в обществе рос интерес к национальной культуре и искусствам. Известный религиозный деятель Хасан-Гата Габаши не только теоретически обосновал дозволенность музыки, но и собственным примером показал пользу в повседневной жизни. Подробнее об этом в дзен-канале «Татарский мир» Института истории им. Ш. Марджани АН РТ рассказывает Динара Марданова, соискатель степени к. и. н., и. о. заведующего отделом истории религий и общественной мысли им. Я.Г. Абдуллина.

Многочисленные и ставшие сегодня привычными музыкальные фестивали еще столетие назад вызвали бы острую полемику среди представителей разных религиозных конфессий. Среди мусульман тема дозволенности и «разрешенности» музыки (пения, игры на музыкальных инструментах) — всегда была предметом богословских дискуссий, отраженных в значительном количестве источников на разных языках — как сообщает исследователь взглядов татарских богословов по вопросам музыки и музыкальной культуры Гузель Сайфуллина (Ислам и музыка. Взгляды татарских богословов: учебное пособие/Г.Р. Сайфуллина. — Казань, 2013). Многообразие точек зрения в исламе по этому вопросу раскинулось от полного запрета музыки до весьма лояльного отношения и даже присутствие музыки в религиозных обрядах. До настоящего времени этот вопрос остается открытым не только в арабском мире, но и для представителей российских мусульман, в большинстве своем более чем лояльно относящихся к музыке.

предоставлено realnoevremya.ru институтом истории/татаровед.рф
предоставлено realnoevremya.ru институтом истории/татаровед.рф

В традиционном татарском исламе тема дозволенности музыки обсуждалась богословами и правоведами на рубеже XIX—XX вв., на фоне роста интереса к национальной культуре и искусствам. Вопрос о дозволенности музыки впервые затронул Шигабуддин Марджани, не оставивший ни одного сочинение по данной теме, но неоднократно высказывающийся об этом, о чем сообщают в своих воспоминаниях его последователи и сторонники. Теоретическое богословское обоснование по этому вопросу подготовили представители следующего поколения, хорошо известные мусульманские деятели и ученые — Ризаэддин Фахреддин, Хасан-Гата Габаши и Хади Кильдебаки (подробнее см. работы Г. Сайфуллиной). Хотя их сочинения имели определенную практическую задачу, общим для них было — стремление показать отсутствие твердого запрета в Коране и сунне на музыку; а также определение этических составляющих музыки, степень «греховности» и «дозволенности» музыки.

Музыка и искусство играют ключевую роль в духовном бытии народа

Более всех в этом вопросе продвинулся, пожалуй, Хасан-Гата Габаши, который не просто дал теоретическое обоснование на дозволенность музыки, но и примером собственной жизни на практике показал полезность и важность музыки в повседневной жизни. Будучи кадием (шариатским судьей), по просьбе Уральского генерал-губернатора, он подготовил служебную записку о легитимности концертов в связи с неоднозначной реакцией мусульман на концерты, завоевавшего впоследствии известность Камиля Мутыги-Тухватуллина.

Габаши показал ключевую роль музыки и искусства в духовном бытии народа. В своих сочинениях «Шигырь вә гыйна хакында голяма вә фикъһе исламының фикерләре» («Взгляды исламских ученых и законоведов на стихи и музыку») и «Омид» пароходы турында» («О пароходе «Надежда») он подчеркивает важное значении музыки для человека, ее влияние на воспитание. Не случайно сын Габаши — Султан Габаши стал первым профессиональным татарским композитором. Известно, что, обнаружив музыкальные способности у сына Султана и дочери Рокьи, Габаши нашел для них в Уфе педагога для занятий на пианино. Как сообщал в своих воспоминаниях Султан Габаши, сам Хасан-Гата Габаши играл на нескольких музыкальных инструментах — в детстве на татарском курае, позднее освоил немецкую гармонику, исполнял татарские мотивы на пианино.

предоставлено realnoevremya.ru из архива ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ
предоставлено realnoevremya.ru из архива ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова АН РТ

В лице Габаши и его семьи музыка нашла не только своих почитателей и последователей, но также тех, кто продвигал музыкальную культуру в массы. Его заслуги в распространении музыкальной культуры подтверждаются следующим событием. Перед возвращением в родную деревню из Уфы в 1914 году городская интеллигенция, отдавая дань уважения Габаши, вручает ему список с указанием его самых важных достижений, среди которых строки:

«Вы были защитником нападок на нашу литературу и музыку, которые очень важны для нашей национальной жизни, своими действиями показав, что это хорошее дело».

Усилиями Габаши создается религиозно-правовая основа для проведения музыкально-литературных вечеров с участием студентов таких медресе, как «Галия» и «Усмания».

Как проверяется настоящая любовь и дружба испытаниями, так и отношение Габаши к музыке принесло ему в том числе много испытаний и трудностей. Активная деятельность Габаши по продвижению реформаторских идей, в том числе об отношении к искусствам и музыке, вызвало, несмотря на поддержку муфтия и части религиозной элиты, критику и серьезное противостояние со стороны консервативно настроенных религиозных кругов. Габаши часто оказывался в самой гуще событий, нередко становясь главным героем, разгорающихся дискуссий. В частности, в 1890-х гг. в связи с «передовыми» взглядами Габаши на искусство (он поддерживал музыку и искусства, указывая на их ключевую роль в духовном бытии народа) развернулась полемика между газетой «Вакыт» («Время»), поддерживавшей Габаши, и газетой «Дин вә мәгыйшәт» («Религия и жизнь»), критиковавшей его.

По мнению самого Габаши, именно постоянные дискуссии вокруг его фигуры привели к развитию некоей «душевной болезни», из-за которой в 1899 г. он был вынужден вернуться в родную деревню Малый Сулабаш. Лекарством для него, как это ни парадоксально, стала музыка, которую ему «прописали» врачи для лечения «сильной нервной болезни».

Сложившиеся к началу XX века стереотипы по отношению к музыке не отвечали реалиям существовавшей музыкальной практики. Постепенно музыка все больше проникала в общественное пространство и религиозную среду, становясь неотъемлемой частью повседневности татар-мусульман. Одним из пионеров в деле распространения музыкальной культуры стал Хасан-Гата Габаши, чей 160-летний юбилей мы в этом году празднуем.

Спасибо за внимание!

БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ И СВЕЖИХ НОВОСТЕЙ НА КАНАЛЕ "Реального времени"

Еще материалы на канале: Александр Сладковский: «Казань стала для меня не второй, а первой родиной»