Звенигородщина - одно из первых мест Подмосковья, где в древности начали селиться люди. Сам Звенигород приходится младшим братом самой Москве. Эти города были основаны в одно и то же время – в середине 12-го века, одним и тем же князем – Юрием Долгоруким, – и на одной и тоже реке. Но Москве было суждено стать столицей, а Звенигороду – самым живописным городком Подмосковья.
Город особенно "похорошел" при князе Юрии Звенигородском, сыне Дмитрия Донского. Денег на строительство он не жалел - первым в этих краях возвел белокаменный собор. И пригласил своего духовника, почтенного старца Савву из Троице-Сергиевого монастыря, переехать в Звенигород. Преподобный согласился – так на этих холмах, в "русской Швейцарии", появился Саввино-Сторожевский монастырь, которому будет суждено превратиться в один из духовных центров России. Обитель начиналась с одной деревянной кельи и храма.
Рождество Пресвятой Богородицы – именно этому празднику преподобный Савва Сторожевский посвятил главный храм своей обители. Вначале это была деревянная церквушка. Потом начал возводиться белокаменный собор – он строился очень быстро и был закончен еще при жизни святого.
Он посвящается празднику Рождества Пресвятой Богородицы неслучайно - ведь именно в этот день, 21 сентября, в 1380 году для русских людей произошло очень важное событие – первая победа над войсками татар на Куликовом поле.
Таких древних храмов – рубежа 14 и 15-го веков – до наших дней в Москве и Подмосковье сохранилось всего четыре. И два из них здесь, в Звенигороде, – собор на Городке, в старой части города, и храм Рождества Богородицы в монастыре Саввы Сторожевского. Причем, как выяснили историки, первоначально оба собора – и в обители преподобного Саввы, и в Звенигородском Кремле – были посвящены одному и тому же празднику, Рождеству Пресвятой Богородицы.
Но Рождество Богородицы было на Руси не только Днём победы, но и совсем особым, «новогодним» торжеством. Ведь по церковному календарю, год начинается первого сентября, по новому стилю – 14 сентября, а всего через неделю, 21-го сентября, отмечается Рождество Богородицы – первый из важнейших праздников литургического года. И такое положение он занимает неслучайно.
Рождество Пресвятой Богородицы не описывается в Евангелии, а только в древнейшем христианском апокрифе. Но все же, и по сути, и по хронологии, День Рождения Девы Марии – это и есть отправная точка новозаветных событий. Не случайно Церковь прямо называет именно этот праздник "началом нашего спасения".
И здесь прослеживается библейская параллель. Женщина была первой в грехопадении – ведь это Ева подговорила Адама ослушаться Бога. И спасение к человечеству пришло через женщину, Деву Марию. Она родилась для того чтобы выполнить таинственную и непостижимую миссию – стать матерью Спасителя мира.
Из документального фильма "Престольный праздник. Рождество Пресвятой Богородицы в Саввино-Сторожевском монастыре".