Внезапный отказ всех двигателей едва не привел к гибели 250-ти человек. Лишь чудо спасло этих людей. Специалисты до сих пор ломают голову над тем, что же это могло быть. Эту историю по праву называют самой удивительной в авиации. В очередном рейсе пассажирский Боинг авиакомпании British Airways столкнулся с необъяснимыми явлениями, которые едка не стоили жизни 247 пассажирам и членам экипажа.
24 июня 1982 года лайнера Boeing 747-200 вылетел по маршруту Лондон – Окленд. По пути в Новую Зеландию он должен был совершить четыре остановки в Бомбее, Куала-Лумпуре, Перте и Мельбурне.
Два первых пункта самолет преодолел без проблем, а дальше начались приключения, от которых, наверняка, многие пассажиры преждевременно поседели. Первые километры от Куала-Лупрура все шло нормально, но стоило набрать крейсерскую высоту как на лобовом стекле появилось странное свечение.
Командир позже сравнивал его с огнями Святого Эльма. Вот только эти огни засветились прямиком на носу лайнера, находящегося на многокилометровой высоте. Это было очень странно, тем более, что приборы и диспетчера сообщали о хорошей, безоблачной погоде. Оценить это самостоятельно у экипажа не было возможности, за иллюминаторами стояла непроглядная ночь.
Как бы там ни было, стержни света особых помех не доставляли. Командир лишь на всякий случай включил защиту двигателей от обледенения и скомандовал пассажирам пристегнуть ремни. Однако, все только начиналось.
Вскоре салон наполнился дымом. Впрочем, это также не слишком обеспокоило экипаж. Дело в том, что в те годы курение в самолетах было разрешено, и командир воздушного судна подумал на пассажиров. Но тут проявился стойкий запах серы. Это обстоятельство уже не на шутку встревожило команду и перепугало пассажиров.
Стало еще страшнее, когда замолчал один из двигателей и самолет накренился. Остальные три светились ярким голубым огнем, будто дискотечные стробоскопы. Еще мгновение, заглохли и они. Оглушающая тишина, давяще опустилась на людей. Все понимали – лайнер летит последние мили.
Тут слегка захрипели динамики и раздался пугающе спокойный голос капитана:
«Дамы и господа, говорит ваш капитан. У нас небольшая проблема. Все четыре двигателя остановились. Мы делаем все возможное, чтобы взять ситуацию под контроль. Я надеюсь, вы не слишком расстроены».
Расчеты показывали, что лайнер останется более менее управляемым еще 23 минуты. Однако в таком состоянии он ни за что не преодолеет горы перед Джакартой. Оставался лишь один вариант – повернуть в сторону океана, садиться на воду и надеяться на чудо.
Ситуация обострялась тем, что Боинг пропал с радаров. Диспетчера его попросту не видели. Команда вообще ничего не понимала. За всю историю воздухоплавания еще ни разу не было чтобы у Боинга по неизвестной причине отказали сразу все четыре двигателя.
Экипаж уже смирился с неизбежным. Все, что ему оставалось так это вести самолет до последнего. И вот, в момент точки невозврата, когда командиру нужно было принять окончательное решение – поворачивать ли в сторону океана, внезапно ожил один из двигателей. Затем второй, третий, четвертый.
Самолет встрепенулся и уверенно пошел вверх. Это было также необъяснимо, как и их внезапный отказ. Лайнер благополучно преодолел горы и направился к ближайшему аэропорту. Но его проблемы на этом не закончились.
Оказавшись вблизи международного аэропорта имени Халима Перданакусумы в Джакарте, капитан злополучного Боинга сообщил, что ничего не видит. За бортом уже занялось утро, видимость по данным диспетчера, сто процентов, но экипаж словно ослеп.
Лобовые стекла лайнера помутнели настолько, что через них разгладить что-либо было невозможно. Оставалось одно – сажать самолет по приборам. Казалось этот рейс не завершится никогда, одна беда сменялась другой, но экипаж боролся до последнего. В итоге им удалось благополучно посадить самолет. Ни один пассажир не пострадал.
Комиссия по расследованию инцидента определила, что самолет пролетел сквозь облако пепла, выброшенное извержением вулкана Галунггунг, расположенного примерно в 110 милях к юго-востоку от Джакарты. Именно пепел вызвал остановку двигателей и пескоструйную обработку лобового стекла, и поскольку это произошло ночью и было сухим облаком, его не заметили и не зафиксировали на метеорологическом радаре.
Ну, что ж, вроде бы всё ясно. Вот только ни один специалист не смог ответить на вопрос, почему двигатели самолета запустились вновь.