На третьем курсе университета в 2012 я встретилась со своими бывшими одноклассниками, которых не видела уже несколько лет. При встрече мы начали спрашивать друг у друга, кто где учится, и я ответила, что учусь на клинического психолога. Одна из моих бывших одноклассниц тут же выпалила «А я тоже психологию знаю, я знаю, что если у человека руки в замок сложены, значит он закрыт от контакта». Это был год бума профайлинга в России.
Я не просто так рассказала вам эту нелепую историю. Думаю, что из нее уже понятно, что сегодняшнее видео будет не о том, какой профайлинг классный, а скорее разбор фактов о профайлинге и немножко моего личного мнения (совсем чуть-чуть).
История профайлинга
В Россию профайлинг проник в период между 2010 и 2012 годами и случилось это не благодаря научным трудам или запросам общества, а благодаря сериалу Lie To Me. Я застала этот момент, ведь сама вращалась в психологических кругах. Так вот, буквально как чума, неокрепшие умы студентов охватила соционика и профайлинг. Никто не понимал откуда пришел профайлинг, кто его придумал и в чем его суть, но все смотрели сериал «Обмани меня» и начинали читать человека как открытую книгу.
Если я сейчас спрошу вас «что такое профайлинг?», «кто его изобрел?», «как и когда он появился?». Сможете ли вы ответить хоть на один из этих вопросов.
Согласно определению в психологии, профайлинг — это умение составить психологический портрет и предугадать действия человека по особенностям его поведения. К ним относятся эмоции , психические реакции, речь, мышление, мимика, жесты, внешний вид и т. д.
Выражение «профайлинг» произошло от английского «profile» (профиль) и обозначает профилирование. Если сказать простыми словами, то это изучение модели поведения конкретного человека с целью определения его типа личности и психологических особенностей.
Впервые профайлинг появился в криминалистике в 1950х, хотя к истории профайлинга иногда приписывают средневековую инквизицию и их «молот ведьм», в котором были описаны признаки ведьм, по которым их можно было обнаружить и верифицировать. А также попытку составления психологического портрета Джека Потрашителя британским хирургом и специалистом по судебной медицине Томасом Бондом в 1888 году.
Действительно первые работы близкие к профайлингу были созданы в 18 веке. Чезаре Ломброзо в своей кгине «Психология преступника», выделил 18 критериев, которым должны соответствовать преступники, а криминолога Эрих Ваффен в своей работе «Женщина как сексуальный убийца» вывел профили женщин-убийц.
Но как я сказала история профайлинга начинается в 1950х, и на тот момент носит название «психологическое профилирование.
Американский ученый доктор Пол Л. Кирк в 1953 году опубликовал произведение «Расследование преступления». Во втором его издании отмечалось, что криминалистическое профилирование – естественный результат оценки материальных доказательств, поскольку: изучение материальных следов может существенно помочь в обнаружении преступника; материальные следы весьма полезны полицейскому еще до того, как он заподозрит конкретное лицо в совершении преступления. Если, например, лаборатория может дать характеристику одежде, которую носит преступник, дать представление о его возрасте, окраске волос или иной подобной информации, поиск подозреваемых лиц может быть существенно сужен. В качестве иллюстрации возможностей криминалистического профилирования, основанного на изучении материальных объектов, Полом Л. Кирком был приведен любопытный пример. После осмотра перчатки, оставленной на месте кражи со взломом, на основе профилирования полицейским были сделаны следующие любопытные выводы: преступником был рабочий, связанный со строительством; он жил за пределами самого города, на небольшом участке фермы или сада; был южным европейцем; выращивал цыплят и держал корову или лошадь.
Также, в качестве одного из средств предварительного расследования данный метод впервые был описан американским психологом Джеймсом Брасселом (1968 г.).
Во второй половине 1950-х – 1960-х гг. в Нью-Йорке в разных многолюдных районах города было зафиксировано более 30 взрывов, связанные с деятельностью Сумасшедшего Бомбиста (“Безумного Бомбителя”). Оказавшись в тупике, полиция обратилась за помощью к психиатру Джеймсу Брасселу. Проанализировав предоставленные в его распоряжение фотоснимки мест взрывов и письма, посланные террористом в газеты, он пришел к выводу, что преступник страдал паранойей, ненавидел отца, испытывал маниакальную любовь к матери и жил в Коннектикуте. Также Брассел составил портрет для поиска: человек нормального телосложения, средних лет (где-то между 40 и 50 годами), родившейся в Восточной Европе, католик, неженат, проживающий с братом или сестрой, и на котором при аресте, скорее всего, будет двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы, и он один из недовольных сотрудников “Консолидейтед Эдисон” – компании, обеспечивающей энергоснабжение города. Вскоре по описанию, предложенному Брасселом, был арестован Джордж Метески: человек средних лет (в возрасте 50 лет), католик, неженатый, славянского происхождения, живущий в Коннектикуте со своими двумя незамужними сестрами и одетый в двубортный пиджак, застегнутый на все пуговицы.
В начале 70-х годов к исследованиям Брассела проявил интерес специальный агент ФБР Говард Тетен, читавший в то время в Академии ФБР курс прикладной криминалистической психологии. Тетен стал использовать наработки Брассела по построению психологического профиля для объяснения криминального поведения. В 1984 г. на основе этих идей был образован Национальный центр по изучению насильственных преступлений. Этот год собственно и можно считать годом рождения знакомого нам профайлинга. Основными задачами Национального центра являлись выявление, идентификация и поиск преступников, совершивших серийные убийства и особо тяжкие преступления против личности. Все это вы можете узнать из сериала «Охотники за разумом». Скажу лишь, что к июлю 1995 года, когда Д. Дуглас, некогда единственный сотрудник Подразделения, занимавшийся одновременно 150 делами, вышел в отставку, проблемой психологического портрета в США занимались уже почти 40 человек, а коэффициент совпадения заключений, составленных ими, равнялся 80%.
Результатом работы этих ребят стало создание специальных учебных курсов по профилировании на базе ФБР, а также расширение географии метода с одного США на весь мир.
Следовательно. Криминалистический профайлинг, имеющий междисциплинарный характер, зародился на стыке психологии, социологии, криминалистики, криминологии и медицины как совокупность действий специалистов, занимающихся расследованием преступлений, направленных на выявление личностных особенностей преступников и их жертв, отношений между ними, их мотивации и действий во время совершения преступлений.
И изначально термин «профайлинг» (профилирование) употреблялся в контексте составления поискового психологического портрета (профиля) неизвестного лица по следам на месте преступления.
В каком виде профайлинг существует сейчас? Выделяют 6 основных направлений профайлинга:
1. Криминальный профайлинг. Его главная цель — разобраться с внутренним миром и личностными характеристиками серийных убийц. Предполагает применение знаний из области криминалистики, психиатрии, психологии. Используется спецслужбами.
2. Специальный профайлинг. Также применяется государственными спецслужбами. Специалисты ищут возможности определения людей, которые ведут разведывательную и подрывную деятельность на территории государства.
3. Авиация. в целях защиты профайлеры пытаются выявить потенциально опасных пассажиров.
4. Наука и исследовательская деятельность. Здесь стоит упомянуть о работах Пола Экмана, который посвятил себя изучению микровыражений и определению эмоций.
5. Медицина и психология. В основе этого направления профайлинга лежат труды психиатров Петра Ганнушкина и Карла Леонгарда, изучавших типологии психопатий и акцентуированные личности соответственно. Разработанные ими методы профайлинга и сегодня используются в психологии и психиатрии.
6. Психотехнологическое направление. Речь идет об исследованиях в области НЛП . Они помогают составить представление не только о личности человека, но и о его ценностях , убеждениях, взглядах.
Есть и другие виды профайлинга, появившиеся в результате развития основных направлений:
1. Транспортный. Используется для того, чтобы предупредить противоправные действия на железнодорожных и автовокзалах, перронах, стоянках автобусов и других объектах.
2. Гостиничный. Предполагает обеспечение защиты от террористических актов и других противоправных действий в гостиницах и отелях.
3. Бизнес-профайлинг. Представляет собой участие профайлеров в важных переговорах, а также последующий анализ полученной информации и советы по принятию наиболее подходящих решений.
4. Аудит-профайлинг. Используется аудиторскими компаниями. Можно сказать, что это одна из областей бухгалтерии. Специалисты изучают и сами документы, и тех людей, которые их предоставляют. Это помогает защитить предприятие от кражи денежных средств, оборудования и т.д.
5. Кадровый. Сфера применения — подбор сотрудников. Профайлеры составляют психологический потрет потенциальных работников, а после отсеивают тех, кто про каким-либо причинам не подходит. Во внимание берется наличие как криминального прошлого, так и зависимостей, например, от азартных игр.
6. Банковский. Предназначен для того, чтобы минимизировать риски, возникающие при выдаче кредитов физическим и юридическим лицам. Можно сказать, что это сочетание бизнес и аудит-профайлинга. Профайлер просчитывает возможные потери еще на этапе рассмотрения заявки и беседы с потенциальным клиентом.
7. Страховой. Подобно предыдущим видам, способствует предотвращению реализации мошеннических схем, а также помогает обезопасить себя в случаях, которые считаются страховыми.
Основной инструментарий профайлинга:
· анализ психолингвистики;
· определение типа характера;
· применение стратегии и тактики коммуникаций;
· понимание мимики и пантомимики (эмоции);
· выявление стратегий мышления и поведения.
Русский профайлинг. Наука или профанация?
Надеюсь, вы правильно меня услышали, профайлинг – это в первую очередь инструмент криминалистов. Но инструмент не самый точный и надежный. Во многом он основывается на реальных вещдоках без которых профиль построить сложно, а также на статистике по прошлым аналогичным преступлениям. Например: кто-то задушил 30 летнего мужчину и бросил тело в поле. Выводы: 1) это мужчина – потому что женщина слишком слаба физически задушить взрослого мужчину, 2) мужчина от 25 до 55, ведь 30 летний не общался бы совсем с юнцами, да и по физической силе это, пожалуй, самый подходящий возраст, 3) у него есть машина – ведь он бросил тело в поле. А затем сравнение с похожими делами.
Психологи тоже делают подобные выводы при первой встрече с клиентом или пациентов, но это никогда не является основой для постановки диагноза или определения психологических особенностей клиента. Например: клиентка пришла с ярко-красным маникюром в короткой юбке, психолог думает – демонстративное поведение, виктимное поведение, желание провоцировать. Это будет информация, которую нужно «прощупать» подробней, но никак не основой выводов.
Также не забываем про исследования Пола Экмана и других психологов, которые занимались профилированием или исследованиям, способствующим профилированию, но никогда не имеющим отношения к русскому профайлингу - сериальной химере с примесью разнообразных методов.
Проблема современного профайлинга, особенно в России в том, что им зачастую называют совсем не то, чем он является. Русский профайлинг – это чтение человека по мимике и жестам, интерпретация его ситуативного поведения, а иногда и чистая физиогномика.
В Москве десятки профайлинговых агенств, из них по пальцам одной руки можно пересчитать более или менее адекватные заведения. Московские профайлинговые агентства можно разделить на 3 типа: 1) Сериал «Обмани меня», их больше всего ("бизнес-тренера" от профайлинга: сами ничего не знают, но вам все объяснят), 2) обыкновенные психологи, которые еще немного профайлеры в душе (прочли книги о том, как понимать человека по мимике, жестам, позе), 3) сборная солянка из людей с непонятным образованием, которые собирают у себя все возможные методы работы с вещдоками и подозреваемыми, и при этом очень хотят вмешиваться в судебную экспертизу. Пожалуй, третий тип самый опасный, ведь они на «серьезных щах» утверждают, что профайлинг – это наука, а полиграф – работающий инструмент, который они могут заменить. P . S . полиграф – это не работающий инструмент. Опасны они не тем, что они делают что-то не так, а то, что часто они отрицают психологию, называя ее недонаукой и ставят профайлинг как отдельное научное направление, возвышая его. И это очень нравится "людям у власти", ведь профайлинг можно пощупать (через теже вещдоки).
Русский профайлинг – это самая обыкновенная психология с примесью антинаучной физиогномики. Методом контент-анализа изучаем тексты, методом наблюдения фиксируем поведение клиента, методом «наблюдения за мимикой» помечаем соответствие словам, жестам, позе клиента. Это обычная психология, здесь нет ничего нового.
Что касается профилирования поведения. Это работает с серийными убийцами, работает с массовыми убийцами, работает с террористами, с отдельными преступлениями – нет. Люди не так просты, как их хотят изобразить «ученые».
Наверно вы знаете, что есть люди с разной степенью внушаемости, так вот есть люди с разной степенью читаемости. «Профайлинг» в руках шарлатанов, а также тех, кто не знает, что он делает, опасен. Он субъективен, вас интерпретируют исходя из опыта исследователя, а он не может знать всего!!!
Вместо вывода
В конце хочу подвести краткий итог. Профилирование поведение имеет право на существование, хотя его еще ждет очень длинный путь. Профайлинг в России существует, но хороших профайлеров найти не так-то просто, еще сложнее найти тех, у кого стоило бы поучится.
И да, мое личное непопулярное мнение, профайлинг - это в первую очередь психология. Так что юристы, менеджеры, экономисты, которые занимаются профайлингом - проф.непригодны. Профайлинг достаточно сложная область, так как требует большого практического опыта, знания нормы и патологии, владение большим количеством методов, - а значит его должны практиковать лишь квалифицированные психологи с внушительным опытом работы.
Автор статьи:
клинический психолог, кандидат психологических наук
Самосват Ольга Ивановна
Контакты:
email: olgakeehl@mail.ru