Найти тему
РОТ ФРОНТ official

Протест учителей в Армении: уволиться или организовать забастовку

Фото с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете
Фото с сайта RKRP.SU, из открытых источников в интернете

12 сентября 2023 года учителя собрались у здания Министерства образования, науки, культуры и спорта Армении. Целью акции явилась защита прав, а также отмена новых образовательных стандартов.

Причину, по которой работники образования стали выступать с требованиями, можно узнать из того, что говорят они сами. Как сообщила журналистам преподаватель английского языка, школы столкнулись с дефицитом кадров. Также есть проблема с порядком аттестации. Вопросы по предмету составлены таким образом, что для многих прохождение аттестации стало невозможным. Учительница армянского языка и литературы Сусанна Галстян рассказала, что педагоги вынуждены работать дома и сталкиваются с неравенством в заработной плате – одним повышают, другим нет. Также по выходным составляется учебный план, при этом ряд тем есть в плане, но нет в учебниках. В свою очередь, Лилит Оганян добавила, что из-за системы составления плана на день, год, заполнения «электронного журнала», учитель не может рационально использовать рабочее время. По поводу электронного журнала уже на момент проведения акции преподаватели подали 200 заявлений в Министерство образования, науки, культуры и спорта (МОНКС).

Таким образом, основной причиной протестов учителей в Армении стали изменения в порядке аттестации и многочисленные нарушения прав. О поданных заявлениях представителем министерства был дан комментарий и ответ, что по этим вопросам приняты решения. Однако, видимо, решения властей оказались безрезультатными. Ведь уже 14 сентября преподаватели вышли на повторную акцию. На этот раз стало известно о требованиях, предъявленных к властям. К ним относятся установить зарплаты без предварительных условий, исключить чрезмерную нагрузку на учителей, провести изменения в порядке аттестации, снизить количество учеников в классах и многие другие. В ходе акции работники образования стали собирать подписи в поддержку требований, чтобы передать их правительству.

Требования непосредственно вытекают из условий работы, которые сложились за долгое время. Об этом уже во второй день протестов сообщила учительница одной из школ Эчмиадзина, решившая остаться анонимной. Корреспонденту "Новости-Армения" она сообщила, что зарплата несоразмерна объему работы, который намного увеличился за последние 3 года. При этом из-за лишних рабочих часов в школе отсутствует возможность подработки. Также повторила проблему электронного журнала и планов, из-за которых приходится многократно переписывать одну и ту же информацию. Про аттестацию также добавила, что ее многие не прошли из-за неадекватных требований – ее проходят добровольно, но при двукратном непрохождении учителя увольняют, а материалы для подготовки отсутствуют.

-2

О действиях министерства образования мнение педагогов несколько отличается от представителей самого министерства. Одна из протестующих высказалась журналистам, что министерство «превратило учителя в испытательный полигон». По словам другой учительницы, аттестация составлена так, чтобы кто-нибудь не прошел.

На настоящий момент имеется различная информация о результатах протеста. News.am сообщило, что уже 14 сентября акция завершилась. Однако порталу «Новости-Армения» преподаватели сообщили, что собираются выходить на акции протеста до выполнения требований. На сайте «Panorama.am» пишут, что было предложено провести забастовку. Но там же ссылаются на планы педагогов пойти на крайние меры, а именно написать заявление об увольнении.

То есть в случае с образованием в Армении конкретные проблемы есть, даже конкретные требования есть. Но сами требования не едины, как и намерения протестующих. Учителя собрались в едином месте, но без единой организации и без единого плана действий. Информации о каком-либо участии профсоюзов также нет. По-видимому, акция оказалась стихийной. В то же время стопроцентной информации о завершении акции на сегодняшний день нет. В этой связи стоит вспомнить, что в целях защиты прав работники принимают любые доступные меры, в том числе с учетом специфики своих профессий. Однако их борьба приводит к победе быстрее там, где есть единство требований, действий, неотступности в ситуации, когда необходимо продолжать действовать. Важно помнить об организованности работников. Во многом она повышается, когда в борьбе участвует профсоюз (важно чтоб он при этом был независимым). В любом случае хочется пожелать протестующим успехов в борьбе и достижения результатов.

Артем Корнилов