Найти тему
Приключения натуралиста

Как плотва ведёт себя осенью: 8 интересных особенностей из жизни известной стайной рыбы

Знали ли вы, что плотва до 21 года способна дожить? А всё благодаря умению быстро адаптироваться в межсезонье. Её осенние приёмы для выживания понравятся самому взыскательному натуралисту.

Передислокация сил

Летний период плотва проводит у поверхности воды. К осени комаров и прочего гнуса становится всё меньше, и жаберное создание уходит на глубину. Донные коряги, крутые берега, затопленные кустарники — всё это манит рыбу, как «Страна Дураков» манила Буратино. Особенно сильно плотве нравятся перекаты. Места, где река впадает в крупный водоём, наша героиня считает самыми безопасными для жизни.

Уплотнение плотвы

Когда воду пронизывают тёплые лучи солнца, плотва не ищет общения. Провизии много, а значит объединяться с кем-либо невыгодно. Речные жительницы планомерно кочуют с одного участка на другой и горя не знают. Но инструкции по безопасности никто не отменял! С понижением градуса вокруг увеличивается и плотность плотвы. Теперь рыба ищет не новый участок кормления, а сообщество себе подобных. Зачем? Чтобы объединиться и увеличить шансы на выживание.

-2

Горшочек, не вари!

Любое существо тратит на обработку пищи определённое количество энергии. Так вот, скорость этого процесса у плотвы подвязана под температуру воды. То есть на один и тот же объём провизии в разные сезоны плотва потратит разное количество времени. Формула проста: чем ниже градус за окном, тем больше времени уходит на расщепление провианта. При +20°C плотва переварит обед за 2-3 часа. При +5°C до -5°C на этот же объём пищи потребуется около 72 часов!

-3

Переход на зимнее время

Весной «серебряный ихтиандр» предпочитает выходить на промысел в послеобеденное время. А знойным летом такой променад может навредить её здоровью. Поэтому пик активности плотвы смещается на раннее утро. Заря — идеальный вариант. И наша героиня возвращается к прежнему режиму.

-4

Только теперь плотва концентрирует внимание на обеденных часах — примерно с двенадцати до двух. В этом диапазоне времени и провизии достаточно, и температура что надо!

Прилив аппетита

В летний период сложно повстречаться с крупной плотвой. И двигается она много, и массу набирает медленно. Однако осенью у плотвы словно активизируется какой-то накопительный бак, а излишки от пищи накапливаются на его стенках.

-5

Даже если плотва будет сыта и довольна собой, она всё равно продолжит трапезу. Осенняя фигура лучепёрой рыбы сильно отличается от летней. Плотва уже не похожа на тщедушную модель. Сейчас она — блестящий бочонок с плавниками!

Не строит из себя

В разгаре лета у плотвы такое разнообразие в меню присутствует, что ни одно турецкое «всё включено» рядом не стояло. Тут и комарики, и водоросли, и хлебная крошка от отдыхающих приплыла. Куда не глянь, везде еда. Рыбаки часто жалуются на то, что плотва не клюёт. Когда водная растительность погибает от хлёстких температурных ударов, рыба перестаёт привередничать. Теперь она ест всё то, что попадается на пути. Аж чешуя заворачивается!

-6

Неожиданное прозрение

Многие обитатели водоёмов к осени прекращают всякую активность. Одни зарываются в ил, другие уходят на нерест, а третьи — впадают в анабиоз. Отдыхающих по берегам теперь нет, и вода становится прозрачней.

-7

Вместе с этим прозревает плотва. Видимость и обзор осенней воды много лучше, поэтому хитрая рыба филигранно обходит любые приманки и также точечно обнаруживает еду. Кроме того, в прозрачной воде боковая линия работает на порядок лучше, а значит и уход от супостатов становится проще.

Чудеса гипноза

Теперь, когда жирок накоплен, можно не проявлять охотничью смекалку. За первые два месяца осени она так наплавалась, что устала. Поэтому в ноябре плотва скатывается с мелководья ближе к глубоким участкам водоёма. Нет, она не спит и не теряет бдительности. Будет мимо проползать какой-нибудь мотыль, обязательно откроет рот и слопает.

-8

Но чтобы целенаправленно искать, выслеживать и преследовать — «ах, увольте». Ноябрьская непогода действует на плотву гипнотически: вроде она здесь, а вроде нет её.