В минувшие выходные в Театре Маяковского прошли премьерные показы спектакля «Мера за меру» Александра Золотовицкого. Молодой режиссер, выпускник мастерских Брусникина и Кудряшова, исследует актуальность «проблемной пьесы» Шекспира в жанре, который он сам определил как антикомедию. Редактор BURO. Екатерина Краюхина знает как минимум пять причин, почему нельзя пропустить новую постановку.
ОЩУТИТЬ МУЛЬТИЖАНРОВОСТЬ
На вопрос «Почему спектакль окрестили антикомедией и что это вообще значит?» Александр Золотовицкий отвечает, что сюжет пьесы мало похож на комедию: молодую женщину, грубо говоря, вынуждают спасти брата от казни ценой собственной невинности. При этом в пьесе много юмора, пусть и ниже пояса (помним, что Шекспир писал для современников — простой и необразованной публики). Забавные, на первый взгляд, персонажи вдруг могут показаться жуткими, и наоборот. Комедией не назовешь, трагедией — тоже. К слову, именно из-за таких противоречий «Мера за меру» считается одной из «проблемных пьес» Шекспира — под этим термином литературоведами понимаются жанрово размытые произведения драматурга.
Все фото: Сергей Петров
УБЕДИТЬСЯ В АКТУАЛЬНОСТИ ШЕКСПИРА
Над спектаклем, родившимся в рамках Лаборатории игрового театра, Золотовицкий работал больше года. Однако сама идея постановки возникла у режиссера давно — после лекции искусствоведа Алексея Вадимовича Бартошевича, который утверждал, что каждая пьеса Шекспира попадает в свое время. И если XX век был веком «Гамлета», сейчас максимально точно отражает нашу жизнь пьеса «Мера за меру». Юмор, герои, злободневные понятия харассмента, бодишейминга, движения MeToo — все это, оказывается, не ново.
УВИДЕТЬ ПРИЕМ DEUS EX MACHINA В ДЕЙСТВИИ
Deus ex machina, что в переводе с латыни означает «Бог из машины», — это принцип, свойственный античному театру (Еврипид, например, его просто обожал). В те времена в развязке спектакля часто магическим образом, порой даже спустившись с небес, появлялся некто, по щелчку решающий проблемы героев. Настоящее чудо на сцене случается и в спектакле «Мера за меру». Однако, гарантирует ли оно хеппи-энд, оставим в тайне: каждый зритель решает сам.
ОКАЗАТЬСЯ НА РЕЙВ-ВЕЧЕРИНКЕ
…и захотеть пуститься в пляс вместе с актерами. Хореографией артисты несут в зал определенные мысли, намерения или состояния, и порой эти невербальные сигналы работают лучше слов. Пластики в «Мере за меру» много, во втором акте — особенно. Абсолютно точно зрителю запомнятся безумные танцы героев в ночь перед казнью Клавдио под трек Clap Your Hands Say Yeah «Satan Said Dance». Хореограф спектакля Саша Колосовская признается, что и сама любит эту сцену (убрать оттуда слова было именно ее идеей — как нам кажется, удачной). В итоге получился «рейв пошлой Вены» — восхитительный и заразительный.
НАСЛАДИТЬСЯ СЦЕНОГРАФИЕЙ В СТИЛЕ «НОВОГО ПАПЫ»
Скучных декораций под старину вы не увидите. Нам, например, сценография напомнила заставку сериала «Новый Папа» с Джудом Лоу — большой, сияющий светодиодами разных цветов крест. Разумеется, можно провести и другие параллели. Художник спектакля Софья Шнырева рассказывает, что всегда учитывает историческую эпоху, но обязательно миксует ее с современными элементами: «Мне кажется, иначе просто невозможно, потому что театр превратится в исторический музей». Пространство спектакля работает как живой организм, который то выдавливает героев на авансцену, то откидывает их вглубь. Софья советует смотреть постановку как яркий комикс — динамичный, основанный на архетипах, вспышках и страстях.
Ближайшие показы спектакля «Мера за меру» пройдут в Театре Маяковского 30 сентября и 5 октября.