Найти тему
Полит74

Историк Антипин назвал главную причину винных бунтов на Урале в 90-е

Винный бунт, вспыхнувший в Челябинске в августе 1990 года, прогремел на всю страну. Одной из его предпосылок стал документ, принятый 7 мая 1985 года Советом Министров СССР.

Это было постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», давшее старт антиалкогольной кампании. Лозунг «Трезвость – норма жизни» стал ее девизом. Произошло повышение цен на алкоголь и резкое ограничение его продажи. Водку стали продавать по талонам. Административные меры привели к возникновению огромных очередей в винных отделах, росту нелегального производства алкоголя, вырубке виноградников, а также ущербу для государственного бюджета, который в 1986 году составил 12 миллиардов рублей.

Как антиалкогольная кампания отразилась на экономике и социальной ситуации в Челябинской области, агентству Полит74 рассказал кандидат исторических наук, заместитель директора Объединенного государственного архива Челябинской области Николай Антипин.

Историк Николай Антипин, фото из личного архива
Историк Николай Антипин, фото из личного архива

- Во-первых, я бы сказал, что это был не первый такой опыт. В России и ранее случались подобные повороты по отношению к алкоголю со стороны государства. В годы первой мировой войны вообще был введен «сухой закон» - нельзя было ни продавать, ни покупать, ни производить алкоголь. Это длилось после революции, и в годы гражданской войны - чуть не до середины двадцатых. На этом фоне случались винные погромы. В конце двадцатых, в пятидесятые, семидесятые годы не вводился такой закон, но государство стремилось ограничить производство и потребление алкоголя. Главное – потребление!

Предыстория антиалкогольной кампании, запущенной в 1985 году, началась еще при Брежневе. Когда стало заметно увеличение потребления крепкого алкоголя, пошли по пути замены его на менее крепкий, прежде всего, вино и пиво. Сама антиалкогольная кампания совпадает с перестройкой. Горбачев приходит в марте, и уже в начале мая, накануне Дня Победы предпринимаются попытки по сокращению потребления спиртного.

Последствия антиалкогольной кампании были ощутимы, хотя этот вопрос историками до конца не изучен. На общероссийском уровне есть исследования, которые показывают, что за два-три года производство и продажа алкоголя сократились чуть не в два раза. Были перегибы, связанные с вырубкой виноградников. Отмечаются и положительные последствия. Связано это или не связано, другой вопрос. Но некоторые историки отмечают увеличение рождаемости, продолжительности жизни, сокращение заболеваемости у мужчин, а также новорожденных.

Если говорить о Челябинской области, то виноградники у нас не росли, вырубать было нечего. Хотя предприятия по производству алкоголя, естественно, были. В связи с отсутствием винограда они специализировались на крепком алкоголе, производили водку, портвейн, ликеры. Им пришлось сокращать производство продукции, что повлияло на доходы, занятость населения, выполнение планов – ведь экономика была плановой. Это вызвало в целом кризис пищевой промышленности. Если ранее была нехватка мяса, молока, яиц, теперь и алкоголя стало не хватать. Он превратился в дефицит, стал продаваться с двух до семи часов по талонам. Это способствовало обострению социальной обстановки в стране, и на региональном уровне тоже.

Влияние на экономику, возможно, и было позитивным, учитывая, что пропагандировался трезвый образ жизни, рабочие стали более ответственно относиться к своим обязанностям. У нас промышленная область - оборонный комплекс, металлургия. «Сухой закон» мог положительно повлиять на эти производства.

Винный бунт показал накаленную ситуацию в обществе, связанную с дефицитом, спекуляцией и коррупцией

Но об ухудшении социальной ситуации мы можем говорить точно. Об этом свидетельствует «винный бунт». Они были повсеместно, но в Челябинске - один из наиболее ярких примеров. 22 августа 1990 года на северо-западе у универсама «Северо-западный» в два часа должна была начаться торговля спиртным. Но магазин не открылся. Люди толпились, ждали, у них были талоны. К вечеру накалились страсти. Начался митинг, который вылился в акцию протеста. Народ пошел к Курчатовскому райкому партии. Люди били стекла, кидали камни, затем пошли по Комсомольскому проспекту, перекрыли движение общественного транспорта, попытались перевернуть автобус. Это длилось несколько дней. Бунтующие пошли в центр города, на улице Кирова были столкновения с милицией. Все это описано в прессе, есть воспоминания.

Тот винный бунт показал накаленную ситуацию в обществе, большие проблемы, связанные со снабжением. Пружина сжималась, но в какой-то момент не выдержала и сработала, негодование выплеснулось вовне. Когда происходила оценка событий на заседании бюро челябинского обкома партии, Петр Иванович Сумин, бывший председателем облисполкома, сказал, что причина массового выступления горожан – в социально-экономических проблемах, дефиците, коррупции, спекуляции. Он тогда призвал больше работать с людьми, объяснять как-то на местах. Но главное, решать бытовые проблемы, вопросы снабжения, доставлять в магазины мясо, сахар, табак и так далее.

Антиалкогольная кампания выявила социально-экономический кризис, по крайней мере, в нашем локальном сообществе, и дала сигнал местной власти, которая попыталась на это отреагировать. Насколько успешно - другой вопрос, были ли на это ресурсы? 1990 год - время сложное. Но вот такая история случилась.