Хроника важных и интересных событий, произошедших в городе, стране и мире 19 сентября в разные годы, – в подборке корреспондента агентства «Минск-Новости».
1096 год. Папа Урбан II на соборе в Павии запретил женщинам участвовать в крестовых походах
Тем самым было спасено немало жизней. Зато дамам пришлось годами дожидаться возвращения мужей-крестоносцев.
Чтобы избавить жен от соблазнов, перед отъездом в Палестину доблестные рыцари собственноручно облачали их в пояс верности, состоящий из двух металлических полос, одна из которых обхватывала талию, а вторая проходила между ног. Заперев пояс на замок, мужья забирали ключ с собой. С учетом затрудненности гигиенических процедур носить такое приспособление для женщин было настоящей мукой.
Известен случай, когда в Польше моряк, уходя в плавание, надел на жену пояс верности, но забыл или не захотел предупредить, что пояс с механической ловушкой. Когда женская верность дала трещину, ловушка сработала, изувечив половые органы обоих любовников. Этот пояс до сих пор хранится в музее кафедры судебной медицины Гданьского мединститута.
Вместе с тем не исключено, что широкое использование поясов верности средневековыми рыцарями не более чем миф, придуманный и растиражированный в более поздние времена. Сторонники такого утверждения ссылаются на невозможность длительного ношения подобных металлических конструкций без печальных последствий для организма в виде инфекции мочеполовой системы, абразивных ран, заражения крови и в конечном итоге смерти. В западноевропейской культуре есть множество свидетельств, что пояса верности действительно существовали, но вот с какого времени и насколько часто они использовались, а также было ли заточение в них продолжительным, до сих пор историками не установлено. Некоторые ученые предполагают, что подобные железные конструкции применялись лишь во время путешествий, чтобы обезопасить прекрасный пол от нападений. Первым печатным источником, в котором говорится о поясе верности, является книга 1405 г. Bellifortis немецкого военного инженера и участника крестового похода против турок Конрада Кизера. Автор приводит рисунок пояса с комментарием: «Это штаны флорентийских женщин из твердого железа, закрытые спереди», а также упоминает города Рим, Венеция, Милан, Бергамо как места, где такие пояса производятся.
1959 год. Никите Хрущеву во время официального визита в США отказано в праве посетить «Диснейленд»
Грандиозный парк развлечений открылся в США за несколько лет до визита советского лидера, но уже успел превратиться в мировой бренд. Никита Сергеевич очень хотел побывать в «Диснейленде», но американская сторона заявила, что это невозможно из-за отсутствия гарантий безопасности для высокого гостя. Хрущев был в ярости. «У вас что там, стартовые площадки баллистических ракет? Эпидемия холеры? Или там захватили власть гангстеры?» — бушевал он.
По возвращении Хрущев объявил, что у советских детей должен быть свой парк развлечений, который утрет нос американцам. Контролировать реализацию поручили комсомолу. В Институте генплана Москвы в начале 1960 г. была собрана группа молодых архитекторов, которым поставили задачу — до 1 мая разработать концепцию и создать макет парка. Местом расположения будущей «Страны чудес» (так должен был называться советский «Диснейленд») определили пойму Нижних Мневников со свободной территорией в 350 гектаров.
О том, как должен выглядеть парк, спорили долго, пока не пришло гениальное решение — территория отлично подходит для «наложения» на нее карты СССР. Зоны тундры, пустыни, леса, морские берега, аттракционы, гостиницы, спортивные площадки, пляжи, пристани — даже по советским меркам задумка была масштабной. Предполагалось, что аттракционы и сооружения парка будут созданы с таким расчетом, чтобы дети в увлекательной и познавательной форме увидели «Страну чудес» — Союз Советских Социалистических Республик. Чтобы в парке они были не просто посетителями и экскурсантами, но и активными участниками происходящего: сами могли управлять «ракетами», «космическими кораблями», «подводными лодками», работать на заводах и полях…
Сооружение «Страны чудес» предлагалось объявить Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Но в какой-то момент готовый к запуску проект притормозили из-за появившихся планов перемещения выставки ВДНХ на другое место. Строительство «Страны чудес» на освободившейся локации сэкономило бы уйму средств, поскольку необходимая инфраструктура там уже была. Но в итоге ВДНХ никуда не переехало, а время было потеряно. Кончилось тем, что Н. Хрущева отправили в отставку, после чего все проекты, к которым он имел отношение, в том числе и «Страну чудес», закрыли.
1972 год. Владимир Высоцкий завершил создание одной из своих самых знаменитых песен — «Кони привередливые»
По утверждению историка и биографа Федора Раззакова, в те дни барда после тяжелого запоя на четыре дня положили в больницу. «Удивительно, но эта изоляция благотворно сказалась на творческом потенциале Высоцкого, — пишет Раззаков в книге «По лезвию бритвы». – Находясь в больнице с 15 по 19 сентября, он написал одну из самых своих выдающихся вещей: песню «Кони привередливые»! Тем самым он как бы повторил путь С. Есенина, который 28 ноября 1925 года, находясь в психиатрической больнице, написал шедевр — «Клен ты мой опавший».
По другим данным, к работе над «Конями» Высоцкий приступил в начале года или даже еще раньше, в 1971-м. Так что правильно будет говорить не о написании песни, а о ее доработке. Ведь не секрет, что Высоцкий часто дошлифовывал свои произведения даже после их неоднократного исполнения на публике. Если в самой ранней фонограмме «Коней» фигурируют слова «Вдоль обрыва, по-над берегом», то в дальнейшем автор пел уже «по-над пропастью». И подобных примеров корректировки можно привести множество.
«Кони привередливые» были написаны специально для приключенческого фильма «Земля Санникова», в котором Высоцкий рассчитывал сыграть роль офицера-авантюриста Крестовского. По сценарию это человек, который одержим гибельной тягой к риску.
…Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом – пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые —
И дожить не успел, мне допеть не успеть…
Для «Земли Санникова» Высоцкий предложил и две другие песни – специально написанную «Белое безмолвие» и созданную ранее «Балладу о брошенном корабле».
Кинопробы Высоцкого на роль Крестовского были очень убедительными. Художник по костюмам Алина Будникова вспоминала, что Владимиру Семеновичу уже готовили реквизит, шили меховой костюм, а сам он был мыслями в Арктике, вживался в роль и с воодушевлением декламировал «От утра до утра гвозди в душу мою забивают ветра». Для него, как и для Марины Влади, которая должна была исполнить в картине эпизодическую роль невесты Ильина, были куплены билеты на поезд. И несколько дней режиссер Альберт Мкртчян в экспедиции в Зеленогорске, под Ленинградом, не начинал съемок, ожидая их приезда. Увы, строки «сгину я, меня пушинкой ураган сметет с ладони» оказались пророческими. Прямо перед запуском фильма на радио ФРГ «Немецкая волна» вышла программа с песнями Высоцкого, где ведущему вздумалось охарактеризовать барда как противника советского режима. Гендиректор «Мосфильма» и председатель худсовета Николай Сизов был категоричен: «Высоцкого убрать!» После этого дорога к съемкам в «Земле Санникова» и ему, и Влади была закрыта. На роль Крестовского пригласили Олега Даля. А песнями фильма стали «И солнце вставало» и «Есть только миг» композитора Александра Зацепина и поэта Леонида Дербенева.
Песню «Кони привередливые» сын барда Никита Высоцкий считает лучшей в репертуаре отца. Она стала одной из самых «прокатываемых», неоднократно выходила на грампластинках как при его жизни, так и после смерти, и входит в число самых переводимых произведений автора (свыше 150 переводов на более чем 30 языков). А фраза «Чуть помедленнее, кони!» и само название песни превратились в крылатые выражения.
1978 год. Встреча четырех генсеков
На железнодорожной станции «Минеральные Воды» сделал остановку поезд специального назначения. В нем из Москвы в Баку следовал генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев в сопровождении помощника Константина Черненко. На перроне их встречали председатель КГБ Юрий Андропов, лечившийся в номенклатурном санатории в соседнем Кисловодске, и 1-й секретарь Ставропольского крайкома КПСС Михаил Горбачев. Во время этой встречи, организатором которой был Андропов, решилась дальнейшая судьба Горбачева. Андропов представил хозяину страны молодого протеже, и к концу года Горбачева перевели в Москву.
Эту встречу можно считать исторической: на перроне небольшой железнодорожной станции сошлись четыре человека, которые в последующем сменяли друг друга на посту генерального секретаря ЦК КПСС.
Характеризуя участников встречи и ее атмосферу, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге, политолог и экономист Дмитрий Травин писал: «Встреча четырех генсеков — одного действующего и трех будущих — была бессодержательной. Брежнев, уже начинавший превращаться из жизнелюба и сибарита в несчастную полуживую мумию, больше думал о своем здоровье, нежели о делах Ставропольского края. Вялый Черненко, судя по всему, не думал ни о чем. Хитрый Андропов умышленно предоставлял инициативу Горбачеву. Сам же Горбачев, наверное, с непривычки несколько робевший, так и не смог расшевелить Брежнева. А ведь если б этим людям, теплым кавказским вечером медленно прогуливавшимся по перрону вокзала, вдруг открылось будущее, беседа наверняка перешла бы на повышенные тона. Жизнь страны, тупо дремавшей осенью 1978 г., спустя несколько лет кардинальным образом переменилась и пошла по тому сценарию, который в полной мере не устроил бы ни одного из высокопоставленных «сценаристов».
1982 год. Американец Скотт Фалман предложил использовать смайлики в качестве способа выражения эмоций в Сети
Профессор университета Карнеги-Меллон (штат Пенсильвания) Скотт Фалман придумал три символа, идущие подряд — двоеточие, дефис и закрывающую или открывающую скобку для обозначения лица улыбающегося или печального в тексте, который набирается на компьютере.
Со временем смайлики стали неизменным атрибутом электронного общения, и многие уже не могут представить, как можно было бы без них обходиться. Они заменяют то, чего не достает в общении посредством чата или электронной почты — интонацию голоса и мимику, помогают лучше понять собеседника, уловить его настроение и, в конце концов, просто вызывают положительные эмоции.
Кстати, впервые в истории использовать скобку в качестве улыбки догадался русский писатель Владимир Набоков. Еще в 1969 г. в интервью Олдену Уитмену, журналисту The New York Times, автор «Лолиты» говорил: «Я часто думаю, что должен существовать специальный типографский знак, обозначающий улыбку, — нечто вроде выгнутой линии, лежащей навзничь скобки; именно этот значок я поставил бы вместо ответа на ваш вопрос».