Вообще изначально я планировала вести канал о развитии и жизненном пути своего среднего сына Алекса. В детстве он перенёс органическое поражение центральной нервной системы (писала об этом здесь). После очень долгой коррекции и буквально ежедневных реабилитационных мероприятий Алексу разрешили учиться по обычной, а не коррекционной программе. И именно поэтому я и создала свой канал: чтобы показать мамам других особенных детей, что такие ребята могут преодолевать свои недуги и добиваться успеха. Не без поддержки, конечно. Но тем не менее.
Поскольку у меня есть ещё двое детей, то их жизнь так или иначе тоже попадала в мои публикации на Дзене. У старшей дочери и младшего сына нет проблем со здоровьем, поэтому под категорию "особые" они точно не попадают. Зато попадают под категорию одарённые. Для дочери это вообще официальный статус, ибо последние четыре года она его подтверждает и находится в региональной базе одарённых детей. Официально. Ещё и на стипендию главы города для одарённых детей претендует. Тогда я решила изменить концепцию канала и рассказывать о своём опыте развития одарённости у своих детей. А этот опыт у меня прямо противоположен опыту педагога-новатора Евгения Теплякова.
Вообще я бы сразу хотела сказать, что не являюсь хейтером этой семьи. Напротив, в случае с моим средним сыном я вдохновлялась именно примером старших детей знаменитого семейства Алисы и Хеймдалля: если эти ребята сдали экзамены в столь юном возрасте, то неужто мой Алекс, дойдя до девятого класса не сдаст пресловутый ОГЭ? Про старшую школу я пока не говорю, там видно будет. Пока в планах - получить хотя бы аттестат за 9 классов и поступить в колледж для освоения какой-нибудь рабочей специальности, которая Алексу будет интересно. Да, можете снимать тапки и кидать их в меня: я та самая мать, которая (о, Боже!) готова отдать ребёнка в "ПТУ". Вот если бы Евгений Тепляков по-другому позиционировал свой образовательный продукт, то я бы действительно подумала о вопросе его приобретения: скажем, если это был бы сборник с мнемотехниками, которые помогли бы ребёнку усвоить основные ключевые моменты из школьной программы. Базовый уровень решения проблемы в данном случае меня бы полностью устроил. Я бы реально купила этот сборник и внедряла бы образовательные технологии Евгения Теплякова в своей семье при обучении среднего сына. Вот абсолютно без сарказма это пишу, потому что у ребёнка реально проблемы с запоминанием, и я сама ищу способы, как эту проблему решить (если кому-то интересно, вот тут я рассказывала о нашем с ним опыте изучения букв).
На этом моё восхищение инновационной педагогической технологией заканчивается. Я считаю, что каждый родитель действительно знает, что лучше для его детей. Поэтому он вправе выбирать для своего чада те образовательные траектории, которые посчитает нужным. Но данный опыт не должен быть обязательным для всех: есть и альтернативные мнения!
Итак, почему же всё-таки "анти":
1. Я считаю, что дошкольное детство мои дети должны провести в игре. Игры могут быть самыми разными: интеллектуальными, спортивными, настольными, семейными, во дворе и так далее. Я сама - жертва педагогического эксперимента. Меня отдали в школу в пять лет. Я помню, как я выкарабкивалась из троек в младших классах просто из-за того, что рука не могла писать красиво и ровно. Лишь к третьему классу ценой невероятных усилий и огромного времени, выделяемого на занятия, я выбралась в "хорошисты". В средней школе мне приходилось нелегко, потому что со сверстниками у нас были абсолютно разные интересы. Они начали взрослеть, я была младше их на два года, и в подростковом возрасте пропасть отсутствия общих тем для разговоров вырастала мгновенно. У меня были друзья - не так много, но были. И отношения с ними мы поддерживаем до сих пор. Но вот это ощущение одиночества в школе - оно устойчиво сохранилось до сих пор. В шестом классе мне выписали первые очки. Гаджетов тогда не было, на зрении сказалась непосильная нагрузка. Я училась в гуманитарном классе, и нам задавали много читать. Читала я добросовестно: Толстой, Гоголь, Булгаков, Стендаль, Лондон, Дюма.... Я прочитывала всё, что давал в своём списке учитель. Я писала прекрасные сочинения (обычно на одно сочинение у меня уходила тетрадка в 12 страниц). У нас не было в то время Интернета. Я писала всё сама и добровольно. Но я не понимала этих произведений так, как поняла их потом, перечитывая уже в сознательном возрасте. В результате я закончила школу в 15 лет с баллом в аттестате 5.0. Я сразу поступила в университет (на бюджет) и даже устроилась работать на первом курсе, как только мне исполнилось шестнадцать. Но я всё равно продолжала оставаться доверчивым ребёнком, который психологически застрял на стадии пубертата. Чтобы осознать и проработать эту проблему, у меня ушло очень много времени. А если бы в детстве моя бабушка педагог-новатор подождала бы два года и отдала бы меня "со своим возрастом", то всех этих проблем у меня не было бы. Возможно, были бы другие. Не спорю. Но такой участи для своих детей я не хочу. Поэтому их отправляю в школу - только в 7+ (в случае с Алексом получилось даже почти в восемь).
2. Я считаю, что развитие детей должно идти с учётом их интересов. Они должны уметь ответить на вопросы "Почему я это делаю?" и "Зачем мне это надо?". Только так развитие будет максимально эффективным. Моя дочь (на этом канале я зову её Умницей - рассказывала о ней здесь) выбрала для себя естественно-научное направление: она серьёзно занимается математикой, физикой, информатикой, робототехникой и увлекается биологией. Соответственно, мне не надо её загонять палками за книжки и тетрадки. Она абсолютно добровольно изучает то, что ей действительно интересно. Возможно, именно поэтому уже в шестом классе она стала призёром перечневой олимпиады (зачем нужны олимпиады я писала тут). Средний сын Алекс выбрал музыку (рассказывала подробно в этой публикации). Мы часто ходили мимо музыкальной школы, и он сам просил меня туда записать. Он успешно сдал экзамен и учится в музыкалке второй год. Проблемы с памятью не дают быстро запоминать ноты (в басовом ключе с листа он до сих пор читает ноты крайне медленно), но Алекс может наигрывать мелодию на слух! Он мгновенно запоминает то, что наиграл учитель и воспроизводит это. Дома на инструменте он сам пытается наигрывать какие-то сочинённые им импровизации. В мае прошлого года Алекс отобрался на международный конкурс исполнителей и занял второе место, состязаясь с детьми без диагнозов - его ОВЗ никак не учитывалось членами жюри и нигде не фиксировалось при подаче заявки. Младший сын (на этом канале я зову его Спортиком - рассказывала о нём здесь) увлекается спортом. Он сам выбрал лыжные гонки и биатлон и сейчас уверенно развивается в этих и смежных видах спорта; получил золотой значок ГТО, досрочно выполнил нормативы на третий юношеский разряд по роллер спорту. Каждый из моих детей выбрал сферу своих интересов, и это создаёт им самомотивацию, которая, в свою очередь, очень быстро приводит к успеху. Признание заслуг и награды вдохновляют их на новый виток развития - и так они идут далее, словно по спирали, устремляясь к поставленной цели.
3. Я считаю, что детям нужно прививать уважение к социальным нормам. Они должны знать, как можно себя вести в обществе и как нельзя. Они должны уважать мнение других людей. Они должны уметь слушать и слышать окружающих людей. Родители, в свою очередь, обязаны создать такие условия, при которых у детей не будет сомнений в компетентности педагогов. Даже если кажется, что учитель не прав в той или иной ситуации, то вопрос надо решать с самим учителем. Не при ребёнке. Без бурных дискуссий и обсуждений дома, за семейным ужином. Учитель должен быть авторитетом. Не нравится учитель? Решайте вопрос с ним лично. На худой конец меняйте класс, школу, город. Если у ребёнка учителя перестанут быть авторитетом, то я считаю, что ни к чему хорошему это не приведёт. Конструктивным образовательный процесс в этом случае не будет.
4. Я считаю, что ребёнок должен находиться в социуме. Он не сможет прожить в родительском инкубаторе всю жизнь. Ребёнок должен сам учиться взаимодействовать. Только на личном опыте он научится эффективной коммуникации. Именно этот момент стал для меня основным при выборе между семейным образованием и обычной школой для среднего сына (рассказывала об этом здесь).
В начале каждого пункта я намеренно указала, что это лично моё мнение, на которое я как родитель имею полное право. Да, это мнение может кардинально отличаться от мнения педагогов-новаторов. Но тут, наверное, время покажет. Слушайте, а не устроить ли нам с Тепляковыми "баттл": чья методика развития одарённости более эффективна? Результаты её применения можно сравнить через пару лет, потом - когда дети достигнут совершеннолетия, 20 лет, 25 лет и так далее. Ну интересно же... Или нет?
Хейтеры и критики могут возразить мне: мол, у вас все анонимно. Да, пока я не раскрываю своих персональных данных, а также персональные данные своих детей. Но сделаю это, например, когда число подписчиков на этом канале достигнет отметки в 123.456 человек. Договорились? К этому времени я подготовлюсь морально и психологически. Да и дети уже подрастут - можно будет спокойно выкладывать детские фотографии. В общем - раскрою все карты.
А пока... Пока буду вести свой канал и рассказывать о том, как развиваю одарённость у своих детей. У Умницы статус одарённого ребёнка, напомню, официальный. А Алекса и Спортика я просто считаю одарёнными в музыке и спорте. Возможно, субъективно. Подрастут - докажут.
В общем: подписывайтесь на канал, следите за новостями, делайте ставки, если есть желание...