На первый детский фестиваль «Хрустальный ИсточникЪ», который прошел этим летом в Ессентуках при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, заслуженная артистка РФ Олеся Железняк заглянула во время гастролей с антрепризой «Бестолочь» по пьесе Марка Камолетти. В этой комедии положений вот уже двадцать лет она играет служанку Анну, которая дирижирует забавной ситуацией в доме хозяев. Актриса известна откровенными интервью, в которых рассказывает о том, как ей удается совмещать творчество с воспитанием четверых детей, хотя на данный момент в роли домохозяина выступает ее супруг актер Спартак Сумченко, а она главный добытчик. Вот и на творческой встрече в Ессентуках она рассказала, что играет во многих спектаклях «Ленкома», куда пришла много лет назад по приглашению гитисовского мастера Марка Захарова. Играет, в частности, в «Поминальной молитве», в премьере «Последний поезд» (по сценарию Вины Дельмар «Уступи место завтрашнему дню», вспомните роль Раневской в знаменитом спектакле Театра Моссовета «Дальше – тишина»), «Доходном месте». Коронную комедийную роль более десяти лет играет в антрепризе «Пигмалион», широкому зрителю известна фильмами и сериалами «Ландыш серебристый», «Моя прекрасная няня», «Сваты». Перед спектаклем в Ессентуках актриса ответила на вопросы «Учительской газеты».
– Олеся Владимировна, ленкомовские спектакли, в которых вы играете, весьма серьезные постановки. Как вы относитесь к тому, что публика в большинстве своем считает вас исключительно комедийной актрисой?
– Спокойно отношусь, потому что вовсе не испытываю желания, чтобы зрители рассуждали о том, какой разной и многогранной я могу быть. Не зря говорят, что каждый характерный артист хочет сыграть Гамлета, а каждый Гамлет – смешного человечка. Главное, чтобы то, что я делаю, было по-настоящему хорошо. Единственное, проверяла недавно, ведь у меня муж критичный человек, не стара ли я в свои 48 для роли Элизы Дулитл в «Пигмалионе». Эксперт сказал, что пока могу играть.
Все-таки жизнь – удивительная вещь. Не так давно, во время пандемии, я вдруг поняла, что люблю играть в спектаклях. До этого времени думала, что мне все надоело, приелось, и только когда наступила тревожная обстановка, я поняла, что без зрителя для меня нет жизни. Вот ведь как, живешь, ропщешь, что устала, что и то и это не то, а жизнь – р-раз – и посылает тебе испытание: ты жаловался, так поживи простой жизнью, мой посуду, ухаживай за детьми, а того огонька, который дарила профессия, у тебя не будет. Вот и спросишь себя, в чем суть нашей профессии, я и сыну это сказала, потому что он пошел учиться на артиста, а суть в том, что без зрителя нет артиста. Попробуй играть в комнате, где нет зрителей, станешь сумасшедшим. Артистом становишься только тогда, когда на тебя смотрят люди.
Не согласна я и с теми зрителями, которые считают, что в комедии «Бестолочь» играю дурочку. Нет, это ее хозяева думают, что она дурочка, а на самом деле она умна, и чтобы соответствовать чувству правды, все твое естество, как учил Марк Анатольевич Захаров, каждой клеточкой организма должно быть подключено к происходящему. Этому спектаклю двадцать лет, и профессия моя прекрасна тем, что позволяет каждый вечер играть про другое, поэтому роль не приедается. Приходит новый зритель, ты говоришь с ним, и спектакль получается про то, что происходит здесь и сейчас.
– Как вы преодолеваете трудности актерского пути? С легкостью или наоборот?
– Изначально мы с мужем не хотели, чтобы сын шел в эту профессию. Но, когда актеры так говорят, многие считают, что они кокетничают, мол, а что, быть врачом лучше? У меня другой профессии не было, сравнивать не с чем. Единственное, точно знаю, что все разочарования и падения гораздо больше дают человеку, чем взлеты. Когда ты на гребне успеха, ты наслаждаешься, пользуясь энергией, которая тебя держит, а когда падаешь, начинаешь карабкаться наверх, думать, что сделал не так, и начинаешь расти. Поэтому никогда не надо бояться, вообще артисту, мне кажется, нельзя быть удовлетворенным. Даже здорово, что случаются неудачи и беды, они составляют твою суть, а играешь ты собой.
Я и сыну своему говорю, что, когда поступала в театральный, мне казалось, что артист должен уметь перевоплощаться, играть разные роли. Но так я думала по молодости, а теперь мне нравится наблюдать не за тем, как человек играет, а как живет. На сцене мне интересны личности.
– Скажите, какое значение для вас имеет партнер на сцене, чего ждете от него и каков Андрей Ильин в этой роли в «Бестолочи»?
– Ильин – прекрасный партнер, у нас с ним есть еще один спектакль – «Сеанс гипноза» по пьесе Сигарева. Вообще в театральном мире есть фраза, по традиции приписываемая Чехову, Станиславскому или Немировичу-Данченко: «Не знаю, какой я артист, но знаю, какой партнер». Для меня хороший артист – конечно, хороший партнер, потому что на сцене люблю импровизировать, и у меня получается. Важно, естественно, соблюдать чувство меры, чтобы не перейти грань. Марк Захаров называл этот процесс, когда из тебя что-то такое выбулькивается и зритель принимает это, подарком организма, высшим проявлением актерской игры. Со мной такое часто бывает, на самом деле на сцене мне не может помешать никто, и не потому, что я крутая, а потому, что своих партнеров воспринимаю как повод для игры, я очень люблю артистов.
Мне нравится, когда происходят необычные вещи, что-то такое вне контекста, даже если кто-то просто забывает текст. Вот вчера мы играли «Пигмалиона», а актера, который играет Пикеринга, срочно вызвали на съемки, вместо него пришел артист, плохо знающий текст, потому что давно не играл. И когда ему навстречу вышел артист, постоянно играющий в спектакле, и увидел незнакомого человека, весь текст забыл именно он. Меня все это ужасно рассмешило, я увидела в этом прекрасную театральную жизнь. Вообще театр для меня – только повод. На самом деле я пришла к тому, что много играю в антрепризах, за что меня часто ругал Марк Захаров, хотя, думаю, никогда не был на наших спектаклях.
А недавно в поддержку себе прочитала фразу Армена Джигарханяна, который, прослужив 27 лет в Театре Маяковского, сожалел, что так надолго задержался в одном месте. У артиста, конечно, должно быть постоянное место работы, репертуарный театр, дом, но здорово, когда у тебя есть разные партнеры. Мне кажется, артист должен много играть и смотреть. Среди партнеров, с которыми мне хорошо играется и игралось, назову Татьяну Кравченко, Татьяну Васильеву, Александра Збруева и многих звезд «Ленкома» разных лет.
– Каким вам хотелось бы видеть детское кино?
– Нет сомнения в том, что детское кино надо возрождать. Самобытное советское кино, которое учило человечности, любви, состраданию, куда-то ушло, а я и сейчас помню, как мы смотрела фильмы «Осторожно, черепаха!», «Айболит-66», «Сказка о потерянном времени», «Золушка», перечислять можно бесконечно. Надеюсь, мы вспомним о нем в фильмах, которые снимаются сейчас. Недавно мне довелось перебирать старые фотографии с прекрасными лицами 30-х годов, лишенными какого-либо вмешательства извне, насколько человечны и благообразны они были, и кино детское было таким же.
Не хочу говорить плохо о том, что снимают сейчас. Считаю, у нас много талантливых детей и молодежи, но, к сожалению, немало копируют западного. Читаю сценарии, которые присылают, и не возьму в толк, почему же люди представлены в основном какими-то злодеями, почему не снимают о хороших людях, которые помогли и спасли, а не предали?! Конечно, у всех есть проблемы, но я много езжу, встречаюсь с людьми и скажу, что на самом деле наши люди прекрасны. У нас невероятная земля, недавно, когда проезжала на поезде мимо Тулы и Ясной Поляны, все смотрела и думала: какая же красота и самобытность!
Уверена, детское кино потихонечку должно возродиться.
– Есть ли у вас правила, которых стараетесь придерживаться всегда?
– Быть смелой и сильной, а также пунктуальной не удается, стараюсь быть честной. А одно из важных правил мне подарил Михаил Чехов в своей книжке о том, как преодолевать закрытость и зажим. Когда я училась в институте, очень боялась своего мастера Марка Анатольевича Захарова, просто впадала в ступор в его присутствии. А Михаил Чехов словно сказал мне, что надо уметь вызвать в себе чувство любви, когда входишь в зал и боишься людей, находящихся в нем. Ты думаешь, что эта среда враждебна тебе, хотя это не так, думаешь, что у тебя сейчас ничего не получится, играть будешь плохо. И в этот момент надо начать слушать зал, мне это очень помогает, я и сыну своему посоветовала, когда он поступал в институт. Сказала: «Сынок, когда входишь в зал и на самом деле вызываешь чувство любви, к тебе сразу приходит вдохновение, потому что ты открыт миру, а когда закрываешься, думая, что у тебя не получится, ты все теряешь». И он признался, что на каком-то туре не смог читать отрывок, потому что ему показалось, что его не слушают, он отвлекся и подумал, что не нравится комиссии. Но как только вспомнил о правиле Михаила Чехова, все встало на свои места.
– Можно узнать, над чем вы работаете сейчас?
– Приглашения на пробы и кастинги поступают постоянно, и хотя терпеть их не могу, все равно хожу, это моя работа. Вот должен выйти фильм «Баба-яга спасает мир». Не успела прилететь в Ессентуки, как звукорежиссеры прислали техническое задание – я должна переписать сказку на телефон, держа его «в 15 см от рта в стороне, причем сделать эти 5-6 дублей лучше в шкафу или накрывшись одеялом». Можете себе это представить?! Я в 5.30 вышла из дома, вечером у меня спектакль, а я, накрывшись одеялом, при свете фонаря переписываю текст…
– Удалось ли вам отдохнуть в санаториях, когда приезжали на Ставрополье, и посмотреть достопримечательности?
– К сожалению, нет, было некогда, растут дети, а они и так скучают, когда уезжаю на гастроли. Так что главное мое правило: когда я не на сцене, я с детьми. По этой же причине и достопримечательности не удалось посмотреть, но надеюсь, что еще побываю в этих краях и все увижу.
Досье «УГ»
Олеся Владимировна Железняк – российская актриса театра, кино и дубляжа, телеведущая, певица. Заслуженная артистка РФ (2020).
Родилась 11 ноября 1974 года в Москве. В детстве занималась в хореографической студии. В 1999 году окончила Российскую академию театрального искусства (курс Марка Захарова) и была принята в группу Московского театра имени Ленинского комсомола. Первым ее спектаклем был «Варвар и еретик». Стала популярной после успешного кинодебюта в фильме «Ландыш серебристый».
Участвовала в шоу «Ледниковый период-2» в паре с Максимом Марининым, была ведущей проекта телеканала НТВ «Ты суперстар!».
В 2015 году дублировала роль Печали в мультипликационном фильме «Головоломка».
Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».