Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 5.
Задачи:
Продолжать формировать представления о (об):
· временах года на основе ярких проявлений неживой природы;
· характерных признаках осени (изменение окраски листьев, дождливая погода);
Продолжать развивать умение:
· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два»;
· определять положение объектов от себя в ближайшем (на расстоянии вытянутой руки) пространстве;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую руку;
· различать и определять времена года (осень) на основе наблюдений, собственного опыта;
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: картинка с изображением дождливой погоды осенью
Раздаточный материал: «осенние листья».
Ход занятия.
1. По группе разбросаны осенние листья.
Дети стоят возле воспитателя.
-Дети, какое сейчас время года, как оно называется? (осень).
- Помните, мы на прогулке собирали листья. Что происходит с листьями осенью? (они желтеют и падают с деревьев).
Осень с листьями играет, листья с веток обрывает.
Листья жёлтые летят прямо на руки ребят.
- Посмотрите, осень и в нашей группе разбросала разноцветные листья! Сколько листьев? (много).
- Возьмите один листочек в правую руку.
Дети поднимают по одному листку; воспитатель проверяет и исправляет выполнение задания.
- Поднимите свой листочек вверх. Вот как высоко он взлетел! Помашите листочком.
- Сколько у тебя, Ваня, листочков? (один) Сколько у тебя? (вопрос задаётся 3-4 детям).
- Листочек держим в правой руке. В какой руке твой листочек? А твой?
- Возьмите ещё один листочек и в левую руку.
Дети поднимают ещё по одному листку.
- По сколько сейчас у нас листочков в руках? (по два).
Вопрос задаётся 3-4 детям:
- Сколько у тебя листочков? (два).
- Подул ветер и все листочки разлетелись.
Дети разбегаются по групповому помещению. Воспитатель напевает: «Падают, падают листья, в нашем саду листопад. Жёлтые, красные листья по ветру кружат, летят…».
Затем дети останавливаются.
Воспитатель даёт задания детям, они его выполняют без показа образца взрослого:
- Листочки полетели вверх; вниз; вперёд; назад; опять вверх; вперёд.
- А сейчас ваши листочки отдохнут, а мои будут летать. Куда полетели мои листочки?
Воспитатель выполняет действия, а дети называют направление: вверх, вперёд, вниз, назад.
- Все листочки полетели-полетели… и в букет собрались. Сколько листьев в букете? (много). Давайте поставим его в корзину.
2. Дети садятся на стулья возле доски или мольберта.
- Ребята, какая сегодня погода: солнечная или пасмурная? Идёт ли дождь?
В зависимости от актуальной погоды воспитатель комментирует ответы детей: осенью бывает солнечная погода; осенью часто бывает пасмурная погода, на небе тучи; осенью часто идут дожди.
…Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит…
А.Плещеев
На доске выставляет картинка с изображением дождливой погоды.
- Отгадайте загадки. Все отгадки есть на этой картинке.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся –
Это время года как у нас зовётся? (осень)
Летит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Слышишь его,
А не видишь его. (ветер)
Ветер тучу позовёт.
Туча по небу плывёт.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный… (дождь).
Стало хмуро за окном.
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду … (лужи).
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли …(зонт).
- Даже в осеннюю пасмурную погоду можно найти много интересных занятий. Что вы любите делать осенью?
- А мы с вами сегодня будем… (анонсируется один из видов деятельности на сегодняшний день).