На Нижегородской ярмарке произошла смена генерального директора, в связи с чем замгубернатора Беркович заявил, что эта организация стала центром деловой и общественной жизни всероссийского уровня. Что же сегодня представляет из себя Нижегородская ярмарка?
С начала 1990-х роль ярмарочно-выставочных центров в жизни России сильно менялась. Изменения происходили постоянно, мы и сейчас их наблюдаем – последний раунд начался в 2022 году. Роль таких площадок как мест, где некие бизнес-капитаны встречаются и налаживают контакты, за это время серьезно снизилась.
Сейчас важны чисто отраслевые выставки, на которых собираются представители узкого направления экономики страны, причем едва ли не все, а также их зарубежные коллеги. Это, например, авто- или радиосалоны, где сначала общаются специалисты, а потом пускают широкую публику. Какая-нибудь выставка пожарной техники проходит уже скромнее, не вызывает такого резонанса. У организаторов со всеми участниками выстроены контакты – и ценность таких салонов заключается именно в этих наработанных связях.
Есть и универсальные площадки, где проводятся очень разные выставки – в Москве таких несколько. Это просто некая инфраструктура, которая не проводит свою политику, а обслуживает клиентов – «облизывает» постоянных, или привлекает новых, предлагая широкий спектр услуг.
Нижегородская ярмарка не подходит ни под один, ни под другой формат, но она играет более активную роль как конгресс-холл, как место размещения виртуального музея, как площадка для обсуждения. Для всего этого ярмарка в старом понимании этого слова не нужна.
В Нижнем есть несколько площадок меньшего размера для проведения такого рода мероприятий в камерном варианте. А на ярмарке проводятся более масштабные форумы. То, что такая инфраструктура есть, это хорошо, остается технический вопрос, как синхронизировать работу ярмарки и планов правительства региона по проведению мероприятий, и он решается в рабочем порядке.
То есть, ярмарка в данном случае играет роль ведомого, тут не идет речи о разработке плана развития своей структуры. Это просто инфраструктура для удовлетворения потребностей руководства области.
К сожалению, мечты вернуть ярмарке славу «кармана России» не реализовались – но как раз потому, что с конца XIX века возможности коммуникации разительно изменились. Тогда ярмарка была необходимостью, а потому жила, существовала и оставило такой яркий след. Сейчас же для торговли есть электронные торги на бирже, а для общения – электронная почта и мессенджеры.
Дмитрий Скворцов, экономический обозреватель