(руководство для начинающих)
В данной статье я соберу и кратко перечислю основные методы и принципы воздействия, изложенные нами ранее, с помощью которых над обществом или отдельным индивидом осуществляются различные манипуляции в целях управления или формирования требуемого общественного(личного) мнения. Кроме того кратко рассмотрим механизмы защиты личности.
Итак, кто предупреждён, тот защищён.
1. НЛП (нейролингвистическое программирование)
НЛП – вид психологического воздействия, изменяющий мотивацию людей путём введения в их сознание специальных лингвистических программ.
Применение НЛП включает четыре стадии:
1. На первой стадии оператор выявляет внутренние противоречия жертвы (противоположные взгляды и убеждения), и те отрицательные эмоции, которые возникают на фоне этих противоречий.
2. На втором этапе оператор «вытаскивает» дискомфортные эмоции на поверхность и усиливает их.
3. Третий этап – непосредственно применение программ и методик, меняющих поведение жертвы в необходимую сторону.
4. Завершающая стадия нейролингвистического программирования заключается в ретранслировании самой жертвой новых программ и установок во вне.
При обработке жертвы оператор использует определённого вида психологические инструменты , такие как «отзеркаливание» и «синхронизация», также эффективно добавить методы манипулирования.
Практический пример НЛП – феномен «ноги в дверях», суть которого заключается в том, что, дав согласие на какую-либо мелочь, мы подсознательно берём на себя обязательства завершить начатое до конца. Получите согласие или положительный ответ на незначительную мелочь или вопрос. Затем убедите жертву в том, что она принимает решение самостоятельно. Создайте видимость дефицита или ограниченного времени на принятие решения. Продавайте товар (или информацию) по кусочкам, и потребитель заплатит в три раза дороже.
2. ВНУШЕНИЕ
Внушение – это метод воздействия на сознание человека или группы людей, основанный на некритическом, часто неосознаваемом восприятии информации.
Основные способы вербального внушения:
1. Навешивание ярлыков – это использование оскорблений, порочащих прозвищ, унизительного юмора по отношению к личности, группе либо явлению.
2. Трансфер (перенос) – сопоставление внушаемой информации с кем-то (или чем-то), имеющим высокий авторитет или ценность в глазах жертвы.
3. Цитирование – использование высказываний или цитат какой-либо известной личности или источника, слова которой имеют вес в глазах жертвы, для подтверждения правоты своей позиции или истинности внушаемой информации.
4. Игра в народность – отождествление источника информации с социальным уровнем жертвы, «Ребята, да я же свой!».
5. Подлог фактов – выбор только положительных или только негативных фактов (о человеке, явлении, событии) для доказательства своей позиции (мнения, суждения).
6. Обобщение – внушение жертве, что данную информацию (суждение, мнение, оценку) поддерживает существенное большинство (в обществе, группе).
Как правило для устойчивого внушения используются моменты и условия, когда критическое восприятие человека снижено или выключено , например: сильная усталость, болезнь, психологическая травма, эмоциональное перевозбуждение, глубокая релаксация, фрустрация, скука, алкогольное или наркотическое опьянение и другие.
3. УБЕЖДЕНИЕ
Успешное убеждение основано на ряде манипулятивных эффектов:
1.Эффект «первичности» (или «порядка»)
- информация о собеседнике, которая была получена раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека. При общении со знакомым вам человеком наоборот - работает эффект последнего впечатления.
2. Эффект края
- заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше, чем те, которые находятся в середине. Уделите большее внимание началу и концу вашей беседы.
3. Эффект ореола (галла-эффект)
– проявляется в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам известных и неизвестных качеств воспринимаемого человека(эффект «Полианны»), а при общем неблагоприятном впечатлении преобладают негативные оценки («дьявольский эффект). Чаще проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию о собеседнике или когда суждения касаются его моральных качеств. Яркий пример работы эффекта ореола – это спортсмены и «звёзды» в политике - любовь толпы и успешность человека в какой-либо области совсем не означают, что он компетентен в вопросах управления страны.
4. Эффект первого впечатления
– «встречают по одёжке»,- стойкая оценка человека по первому впечатлению, когда мы делаем выводы о личности человека по одной встрече или беседе. Это самый простой и удобный способ "пустить пыль" в глаза.
5. Эффект престижа
–информация от людей с высоким авторитетом воспринимается менее критично. Этот эффект учитывается в любом акте политической или коммерческой пропаганды, для этого как правило привлекаются популярные в массе люди –актёры, певцы, спортсмены.
6. Эффект Барнума
– восприятие людьми описания или оценки своей личности как истинной, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте. Это рабочий инструмент для всевозможных магов, экстрасенсов, гуру и прочих шарлатанов.
7. Стереотипизация – это неосознанное восприятие, оценка или убеждение в отношении какого-либо явления, персоны или социальной группы на основании устойчивого в вашем обществе представления о данных объектах или явлениях. (Например, «все бизнесмены – жадные», «все юристы врут» и т.д.)
8. Эффект бумеранга
- информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам вызывает результат, обратный задуманному.
Возникает в случаях, когда:
1) спикер вызывает неприязнь у слушателей;
2) информация очевидно не соответствует действительности;
3) отсутствует доверие к спикеру или его источникам информации.
Кроме того, на качество убеждения непосредственно влияет состояние голода; в момент принятия пищи критическое мышление у человека практически отсутствует.
Вероятность вербального убеждения возрастает, если отвлечь внимание на столько, на сколько необходимо помешать собраться с мыслями или выполнить критическую оценку. Именно поэтому реклама, новости и политические заявления всегда сопровождаются яркой видео-картинкой, зачастую даже не имеющей отношения к делу.
4. ВЛИЯНИЕ ГРУППЫ
Успешное манипулирование поведением людей так же достигается с помощью грамотного использования свойств группы или коллектива.
Перечислим основные из них:
1. Социальная фасилитация.
Это эффект влияния на поведение и мотивацию индивида присутствия других (посторонних) людей или аудитории.
Данный эффект хорошо известен работодателям: работники показывают большую трудоспособность, когда уверены, что за ними ведётся наблюдение.
Кроме того человек склонен на неосознанное соревновательное поведение, даже если в реальности состязания нет. Однако, данный эффект имеет обратную сторону – при решении действительно сложной задачи эффект присутствия соисполнителей или наблюдателей крайне мешает результату.
2. Конформность – склонность индивида подчиняться или принимать сторону (мнение) большинства. Большинство людей не любит выделяться или идти против общепринятого мнения в силу биологического страха исключения из группы, поэтому склонны соглашаться с мнением большинства. При этом, непосредственное присутствие в группе не обязательно, достаточно убедить человека, что большинство думает иначе. На этом эффекте часто основаны манипуляции в политических играх, когда СМИ сообщают прогнозы поддержки того или иного кандидата в обществе.
3.Эффект социальной лености.
Это эффект, обратный эффекту социальной фасилитации – если группа людей работают над совместной задачей, то каждый приложит на порядок меньше сил и способностей, чем в случае, когда бы он работал над этой задачей самостоятельно. Социальная леность наиболее полно проявляется при отсутствии мотивации, личной и коллективной ответственности, и сплочённости группы. Руководитель, который ставит задачу всем, в итоге не ставит её никому, поэтому крайне важно индивидуальное распределение задач.
4. Деиндивидуализация личности.
Пребывая под властью толпы, человек способен на немыслимые для него вещи. Чувство единства, безнаказанности и массовое заражение способны заставить вполне обычного гражданина не только на безобидные противоправные и аморальные поступки, но даже на групповое убийство или изнасилование. Если многочисленность и темнота гарантируют человеку анонимность или обезличенность, тем скорее происходит его деиндивидуализация и готовность к бесчеловечному поступку. К слову сказать, ношение маски, шлема и униформы – самый древний способ обезличивания члена группы во всех культурах мира.
P|S.
В завершении всё таки хотелось бы кратко обозначить ключи к выходу из сложившейся обстановки всеобщего манипулирования и обмана. Манипулирование вами будет крайне сложно, если в вас присутствует:
1. Устойчивая Я-концепция и самоконтроль.
2. Развитые логическое и критическое мышление.
3. Высокий уровень академического образования.
4. Самостоятельность и независимость как жизненное кредо.
5. Качественные социальные отношения и близкий круг общения.
© Николай Городилов