С праздником, уважаемые читатели! Развитие иконописания идет разными путями. Иногда духовное и историческое развитие рождает новые сюжеты и образы, а иногда... Иногда часть изображения отделяется от целого и живет самостоятельной содержательной жизнью. Некоторые могут поспорить, что в иконах не может быть так, ведь содержание иконы продумывается, они пишутся в подавляющем большинстве с образцов, а формалистские поиски иконописанию чужды. Все так. Но в истории иконописания выделение какого-либо изображения из контекста сюжета и представление его как отдельного образа - нередкий случай. Бывало, что это делалось вполне осознано по каким-то причинам, зачастую внешним, не носящим глубокого содержательного характера. Материал посвящен случаям, когда вряд ли это сделано осознано, и не всегда вообще осознается, что эти образы - часть известного сюжета. Этим два случая, о которых статья, и интересны.
Сначала обратим внимание на то, что есть сюжет, который часто изображается физически разделенным на две отдельные части. Это Благовещение Пресвятой Богородицы. Происходит так потому, что сложилась традиция изображать его сначала на предалтарных столпах, потом - на Царских вратах, и изображать разделенным: Богоматерь справа (если смотреть от предстоящих иконе), архангел Гавриил - слева.
Именно поэтому образы из данного сюжета могут быть разделены, и изображение Богоматери оказаться на отдельной иконе. Если эта икона будет снята со своего места в храме, то она может быть воспринята как отдельное изображение. Особенно это возможно, когда Богоматерь написана не совсем так, как принято было в средние века, а Ее образ был изменен в связи с влиянием западной иконописи в семнадцатом-девятнадцатом веках. После этих общих рассуждений перейдем к конкретным примерам.
Пример первый. В 1748 году в доме помещика Хитрово, имение которого находилось около Калуги, шла уборка. Служанки разбирали вещи на чердаке и обнаружили большой сверток из холста. На нем было изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Служанки приняли его за портрет какой-нибудь игумении. Но Богородица явилась во сне родителям одной из них и порицала ее за пренебрежительное отношение к образу. После совершения нескольких чудес помещик передал икону в храм в селе Калужке, так что Калужской икона названа не по имени города, а по имени села.
В этой начальной истории иконы есть прямые намеки на то, что изображение Богоматери было нетипичным. И холст, и книга в руках не оставляли у служанок впечатление, что это икона и тем более образ Богородицы. Но если это была часть изображения Благовещения Пресвятой Богородицы из храма, тогда образ становится более понятным.
Даже в византийской древности встречались образы Благовещения с чтением Богоматерью Священного Писания. Но наибольшую популярность такое изображение Благовещения приобрело в Западной Европе, где оно почти вытеснило все остальные образы праздника. В семнадцатом веке под влиянием гравюр, привезенных из Европы, так стали писать это событие и на Руси.
Редко, но иногда книга прямо в руках у Богоматери.
Значит, мы можем сделать обоснованное предположение, что Калужская икона Богородицы - правая часть образа Благовещения.
Второй пример. Икона Остробрамская, написанная католическим иконописцем и почитаемая в Вильнюсе и католиками, и православными. Установлено, что она была первоначально написана во второй половине шестнадцатого века, но поновления и особенно оклад очень изменили ее вид.
Однако Ее первоначальный образ и наличие по сторонам от иконы статуй Ее родителей святых Иоакима и Анны ясно говорит о том, что этот образ - часть иконы Благовещения. Сравним с образом Благовещения и все станет ясно. В представленном образе легко усмотреть сходство и с иконой, которую называют "Умиление Серафимо-Дивеевская", келейном образе святого Серафима Саровского. Эта икона тоже является частью Благовещения.
Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной связи!