Найти тему

Может ли репетитор дружить со своими учениками?

Дружба - это, как правило, отношения бескорыстные, искренние, подразумевающие под собой оказание поддержки в нужный момент. Однако, любая дружба оказывается под угрозой, когда в нее вмешиваются... деньги. Почему советуют не открывать бизнес с друзьями и родственниками? Потому что очень сложно решать проблемы в отношениях, пытаясь абстрагироваться от товарно-денежных принципов.

Репетиторство - это бизнес, это услуга, за которую клиент платит деньги. Что может произойти, если скрестить дружбу и бизнес? У меня в практике такого не было, но вот какие истории мне рассказали мои коллеги и некоторые из моих учеников (все имена изменены, от каждого рассказчика получено разрешение на публикацию истории).

Ты и я, мы друзья...учитель и студент_ка
Ты и я, мы друзья...учитель и студент_ка

История Ани П. Жили две подружки...

Это было начало 2000х, я тогда приезжала к ученикам на дом. Мне было в районе 18 лет, я подрабатывала репетитором немецкого. Мой папа - немец, так что я билингв, у меня два родных языка: русский и немецкий.

Занималась с девочкой, она заканчивала 10 класс, хотела через год поступать на переводчика немецкого и активно изучала язык. Так как мы с ней были близки по возрасту, то быстро нашли общий язык и подружились. Вскоре наше общение уже вышло за рамки учебного: мы ходили в кафе, в кино, созванивались по вечерам, делились девчачьими сплетнями, историями. Однажды, я как-то приехала к ней домой, чтобы провести очередное занятие, а мне никто не открыл. Я написала ей смс, а в ответ пришло "ой, я забыла, прости свою дуреху :)))"; после было несколько занятий "в кредит", оплату она не смогла внести, просила меня "как подругу понять", что у ее родителей сейчас сложные времена. Я тогда предложила занятия остановить и продолжить, когда будет возможность заплатить. На что я получила обвинения в том, что я не подруга вовсе, раз не могу войти в ее ситуацию.

Я с обвинениями была не согласна, на том дружба и закончилась.

История Лизы Д. Коротко, но емко.

Я ходила к репетитору по английскому, мы с ней были ровесницами. У нас было много общего, были схожие интересы и после нескольких месяцев занятий, мы решили встретиться, попить кофе. Мы стали дружить. В плане занятий все было хорошо организовано, я исправно платила. А потом я заметила, что Ирина (репетитор) стала халатно относиться к урокам: то закончит на 20 минут раньше, то весь урок рассказывает о своих проблемах, то переносит занятие за пять минут до его начала. И все это через призму "ну мы же друзья, что ты, не понимаешь что ли". Мне это надоело и я вызвала ее на честный разговор. После того разговора заниматься я у нее перестала и дружить мы тоже перестали.

История Валентины и Петра Т. Поучительная.

Мой сын готовился к интервью в сингапурскую IT-компанию, подписался на группу в телеграме, где такие же ребята как и он, делились способами и полезными вещами, как пройти собеседования. Петя особенно с одним товарищем общался, тот раньше работал в компании, куда хотел пойти мой сын; сейчас молодежь по Интернету дружит, ну вот они как-то сдружились. Всё было хорошо, пока не начались трудности.

Сначала приятель предложил помощь по подготовке к интервью бесплатно, так как, по его словам, он рад за моего сына и готов делиться знаниями безвозмездно. Но в какой-то момент этот бескорыстный акт превратился в запрос о дополнительных уроках за символическую плату. И тут началась та тонкая грань между дружбой и профессиональными обязанностями.

Мой сын, чувствуя, что обязан что-то своему товарищу, согласился. Но по мере того, как интерес "учителя" к оплате уроков рос, их дружба стала испытывать напряжение. "Учитель", забывая об основной цели занятий, начал акцентировать внимание на финансовых моментах. И вместо того чтобы подготовить моего сына к интервью, он тратил ценные учебные часы на обсуждение оплаты.

Когда я вмешалась, чтобы разъяснить, что дружба и бизнес – это разные вещи, учитель не понял. Он утверждал, что такие отношения – это нормально, что мы ведь друзья, и почему бы не помочь друг другу. Но именно в этот момент стало ясно, урокам и дружбе неизбежно настанет конец.

Важно осознавать, что репетиторство – это не только дело доверия, но и бизнес-сделка. И дружба, если она переходит в сферу бизнеса, должна быть строго отделена от профессиональных отношений. Только в таком случае можно избежать сложных ситуаций, когда беспристрастность в учебных вопросах смешивается с финансовыми интересами.

Репетитор и ученики могут дружить, но делать это нужно грамотно и осторожно!
Репетитор и ученики могут дружить, но делать это нужно грамотно и осторожно!

Это не означает, что репетитор и ученик не могут быть друзьями в повседневной жизни. Однако в рамках учебного процесса важно придерживаться профессионализма и четко определенных правил, чтобы избежать конфликтов и сохранить качество обучения. Помните, что в дружбе, как и в бизнесе, важна граница, за которой начинаются профессиональные отношения.

Таким образом, дружба между репетитором и учеником, хоть и звучит привлекательно, несет в себе определенные опасности. Одной из главных проблем является потеря профессионализма. Когда дружба становится главным аспектом отношений, репетитор может потерять объективность в оценке учебных успехов ученика.

Помимо этого, финансовые вопросы могут быстро омрачить дружеские отношения. Если ученик сталкивается с трудностями и не может платить за занятия, возможен конфликт интересов. Репетитор, будучи другом, может почувствовать себя обязанным продолжать работу бесплатно, что негативно отразится на его доходах и профессиональной мотивации.

Еще одним важным моментом является сохранение конфиденциальности. В рамках профессиональных отношений учитель может столкнуться с информацией, касающейся личной жизни ученика, которую бы тот не хотел делить с ним. Сложности могут возникнуть, если дружба приводит к нарушению границы между личным и профессиональным.

Однако есть и случаи, когда дружба между репетитором и учеником может быть безопасной и даже полезной. В таких отношениях важно, чтобы обе стороны осознавали границы и умели разделять личное и учебное. Если дружба не вмешивается в профессиональные обязанности, не влияет на объективность и качество обучения, то она может дополнять учебный процесс дополнительной мотивацией и доверием.

В идеальном варианте, репетитор и ученик могут сохранять дружеские отношения после завершения учебы, когда бизнес-сделка завершена, и долги по оплате уроков урегулированы. Однако, даже в таких случаях важно помнить, что профессиональные отношения важнее, чем дружба, чтобы не допустить разрушения бизнес-сферы из-за личных отношений.

Таким образом, дружба между репетитором и учеником – это сложный баланс между доверием и профессионализмом. Правильное понимание границ и поддержание профессиональных стандартов являются ключевыми элементами, чтобы избежать трудностей и сохранить эффективность учебного процесса.

Что думаете? Поделитесь своим мнением в комментариях! А еще не забывайте, что у меня есть уютный и толковый телеграм-канал (https://t.me/seaanavl), где много фишек для учителей и не только.