У вас бывало такое, что вы читали исследование и сразу же думали: зачем его провели? В чём смысл этой работы? Почему люди потратили ресурсы и умственные силы, чтобы разобраться именно в этом?
Обычно у меня возникает такая мысль, когда выходит исследование, помогает ли виагра хомячкам оправиться от смены часовых поясов (да, помогает) и любят ли комары электронную музыку (не любят). Но в данном случае поводом для этой мысли послужили недавние новости. Исследователи в Польше разработали тесты, которые могут определить, принимала ли женщина мифепристон и мизопростол (они используются для медикаментозного аборта).
Откуда взялась такая отчаянная потребность это выяснить?
По словам исследователей (один из которых не скрывает, что он противник абортов), их очень беспокоит то, что таблетки для прерывания беременности циркулируют на чёрном рынке и угрожают здоровью общества. Это странное объяснение: мифепристон и мизопростол известны уже несколько десятилетий, и есть огромное количество доказательств того, что они безопасны и эффективны.
Настоящая причина, по которой провели это исследование, профинансированное государством, вероятно, такова: в Польше действуют драконовские законы об абортах (в 2020 году в стране почти полностью запретили легальные аборты) — и правительство хочет расправиться с любой женщиной, которая осмеливается решать, что делать со своим телом. В Польше вас не привлекут к уголовной ответственности за приём таблеток для прерывания беременности — но привлекут, если вы поможете кому-то приобрести их. Например, в марте 2022 года польскую правозащитницу [Юстину Выджинскую] приговорили к восьми месяцам общественных работ: она отправила таблетки женщине, которая стала жертвой семейного насилия и хотела прервать беременность.
Раньше было непросто доказать, что кто-то принимала таблетки для прерывания беременности. Симптомы самопроизвольного (выкидыша) и медикаментозного аборта одинаковы, а технологии, позволяющей доказать приём мифепристона и мизопростола, не существовало. Но теперь правительство, намеренное контролировать женщин, получило в своё распоряжение новые пугающие инструменты. И, если верить статье Патрика Адамса в New York Times, оно их применяет: польские власти уже использовали новые тесты.
Пока нет доказательств того, что эти тесты применяют где-то ещё, кроме Польши. Но я полагаю, что активисты движения против абортов в США изо всех сил постараются заполучить их. Консерваторы уже пытаются ограничить доступность таблеток для прерывания беременности. В августе федеральный апелляционный суд ограничил доступ к мифепристону. Фанатики хотят, чтобы американок, делающих аборты, обвиняли в убийстве. Небольшая, но пугающе рьяная группа законодателей не будет счастлива до тех пор, пока каждая женщина, которая хотя бы подумает об аборте, не окажется в тюрьме.
Думаете, я преувеличиваю? Если бы. Дэниел Кэмерон, кандидат от республиканской партии на пост губернатора штата Кентукки, считает, что таблетки для экстренной контрацепции — это то же самое, что и аборт, и их приём должен быть криминализирован. В 2022 году губернатор штата Миссисипи отказался исключать возможность того, что он может запретить определённые формы контрацепции. В ряде штатов приняты законы о защите личности, в которых говорится, что жизнь начинается с зачатия. Эти законы открывают путь для обвинения женщин, использующих экстренную контрацепцию, в убийстве.
Без сомнения, все эти законодатели с ликованием наблюдают за Польшей, которая научилась определять, принимала ли женщина таблетки для медикаментозного аборта. Кажется удручающе неизбежным, что технология, подобная этой, скоро заработает рядом с нами.
Этот текст написала Арва Махдави и перевела Лена Климова
Читайте ещё: