Найти тему
Д.В. де Саи

В советском хоккее психологи были явно лишними людьми

Фото с яндекс.картинки (то самое чувство, когда пропустил досадную шайбу)
Фото с яндекс.картинки (то самое чувство, когда пропустил досадную шайбу)

Как известно, главный принцип медицины, сформулированный ещё Гиппократом, звучит так: "Не навреди." То же самое можно вполне отнести и к психологии.

Были ли в отечественном хоккее прошлого века специально обученные люди, отвечавшие за моральные качества и душевное состояние игроков? Конечно же нет. Эту роль у нас всегда и везде выполнял тренер. От него всецело зависела "погода" и микроклимат в коллективе, а также общий настрой спортсменов.

Здесь следует отметить, что всё это во многом основывалось именно на личностных качествах наставника. Яркий тому пример - Н.С.Эпштейн, ставший для своих подопечных не только тренером, но и самым настоящим психологом и педагогом.

Фото с яндекс.картинки (Н.С.Эпштейн со своими подопечными в неформальной обстановке)
Фото с яндекс.картинки (Н.С.Эпштейн со своими подопечными в неформальной обстановке)

Работая с игроками, Николаю Семёновичу приходилось искать к каждому спортсмену индивидуальный подход и заставить поверить в себя и свои собственные силы. Он не был сторонником авторитарного стиля управления. Скорее наоборот, являлся для хоккеистов кем-то вроде старшего товарища. И это приносило свои плоды.

Рассказывает выдающийся вратарь Владислав Третьяк: "Мне посчастливилось играть в команде у Николая Семеновича. Он был тренером молодежной сборной и ко мне очень хорошо отнесся, у нас были очень хорошие отношения. Он был любимцем всей команды, потому что в отличие от Тарасова, Тихонова, которые могли грубо что-то сказать, находил добрые слова, слова поддержки."

Кстати, свой богатым опытом работы с людьми Николай Эпштейн как-то поделился со своим сыном Марком, который занимал руководящую должность в сфере строительства. Марк Николаевич вспоминал следующие слова своего отца: "
Не надо кричать, надо похвалить, как-то расслабить, говорил он, а потом уже как дать по мозгам."

Игроки, с которыми работал Н.С. Эпштейн, высоко ценили и уважали своего наставника за всё то, что он сделал для них и для становления воскресенского хоккея. Как заявил в своё время легендарный защитник Александр Рагулин: "
Семёнычу давным-давно памятник в Воскресенске поставить надо было. При жизни"

фото с яндекс.картинки (один из самых знаменитых учеников Н.С.Эпштейна - Александр Рагулин)
фото с яндекс.картинки (один из самых знаменитых учеников Н.С.Эпштейна - Александр Рагулин)

Примерно то же самое можно сказать и про великого "динамовского" тренера А.И.Чернышева. Про его методы рассказывалось уже не раз, и поэтому, чтобы не повторяться, приведу в качестве примера авторитетное мнение В.М.Боброва: "С ним легко. Он из тех, кто профессионально знает хоккей и душу спортсмена. Он как никто другой умеет убедить людей, повести их за собой, сплотить коллектив. Чернышёв – настоящий педагог, пример для всех нас."

Особая роль в спортивной жизни игроков всегда отводилась врачам команды. Они не только оказывали медицинскую помощь, но и разговаривали с игроками "по душа́м", оказывая моральную поддержку. А иногда, когда это было необходимо, могли и заступиться за них перед строгим тренерским штабом.

Об одной такой истории поведал врач хоккейной сборной СССР О.М.Белаковский: "
Готовясь к следующему чемпионату мира, травмировался Володя Шадрин. ...я приложил ему лед и сообщил Тарасову: «У Шадрина тяжелая травма, его нельзя выпускать»...Тарасов возмущается: «Почему Шадрина нет на тренировке?». Тогда я оскорбился и потребовал вернуть меня в Москву: раз мне как врачу не доверяют, а Шадрина считают симулянтом. Аркадий Чернышев, который вообще-то был в сборной главным тренером, гневно осек своего помощника Тарасова, и тот успокоился. Чернышев был очень интеллигентным человеком. Всегда прислушивался к врачам."

И таких ситуаций во врачебной практике Олега Марковича было немало. Причём, не только в хоккее, но и в футболе. О.М.Белаковский имел за плечами огромнейший жизненный опыт. Он являлся полковником медицинской службы, фронтовиком, который участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года, в рядах одной из воинских частей ВДВ. (
Примечание: в Военно-медицинском музее Санкт-Петербурга, на первом этаже, есть интересная экспозиция, посвящённая О.М.Белаковскому)

фото с яндекс.картинки (проявление отеческой заботы: Владимир Петров и Олег Белаковский)
фото с яндекс.картинки (проявление отеческой заботы: Владимир Петров и Олег Белаковский)

А теперь о забавной ситуации, которая случилась на "известинском" турнире 1977 года. Кто-то порекомендовал В.В.Тихонову одного практикующегося психолога, который выразил горячее желание поработать с нашим вратарём и при этом гарантировал стопроцентный успех. Народная мудрость гласит: "Учёного учить - только портить". И в данном случае всё так и случилось. И это несмотря на то, что Владислав Александрович вполне успешно мог самостоятельно настроиться на игру, без постороннего вмешательства. Но, тем не менее... Произошло то, что произошло.

По воспоминаниям В.А.Третьяка, эта идея ни к чему хорошему не привела: "
Повторяешь, как попугай: «Я самый лучший вратарь. Мне никто не страшен. Отобью любой бросок…» Ну и в таком духе. Чувствовал себя великолепно. В день матча на утренней тренировке отразил все броски! Мелькнула мысль - сегодня в одиночку чехов порву! Но матч начался с невероятной череды рикошетов. От конька залетело, от щитка. И «поплыл». 0:5 после двух периодов".

Вообще, тот матч завершился со счётом 3:8 в пользу чехов. И до самой финальной сирены в воротах стоял Владислав Третьяк. И здесь наглядно прослеживается то, как главный принцип психологии - "
Не навреди" сработал, но только в обратном направлении.

фото с яндекс.картинки (приз "Известий" - 77. Матч с чехами)
фото с яндекс.картинки (приз "Известий" - 77. Матч с чехами)

Ходит байка, что раздосадованный Виктор Васильевич после всего случившегося попытался найти вышеуказанного "деятеля" на трибунах и поговорить с ним по-мужски. Но того и след простыл. И вообще, на хоккее это "свети́ло" психологии больше не появлялся.

Кстати, самый первый тренер Владислава Третьяка - В.Г.Ерфилов, который знал своего воспитанника сы́змальства, дал собственную трактовку той неудачи на "известинских" соревнованиях во встрече с Чехословакией: "
Я знаю, почему тот психолог провалился. Он внушал: «Чего тебе бояться-то? Расслабься, ты лучший вратарь мира…» А у Владика многое держалось на страхе. Он как двигатель. Страх подвести команду, страх навалить. Настраивался!" Скорее всего, Виталий Георгиевич был прав.

Пишите комментарии, ставьте "класс" (если не сложно) и подписывайтесь на мой канал. Впереди Вас ждёт ещё много нового и интересного.