Найти тему
Даниловский краевед

Сотский стан. Глазово. Тяжба о наволоке Андреевском

Рассказ о селе Глазове Даниловского района Ярославской области был бы неполным без упоминания об одном древнем документе.

В сборнике «Акты феодального землевладения и хозяйства», том 1 под редакцией Л.В.Черепнина за №248 была опубликована правая грамота о тяжбе между митрополичьими и княжескими слугами за сенокосное угодье, расположенное на берегу Соти.

1493 г. – Правая грамота суда судьи Сартака, по докладу великому князю Ивану Ивановичу, митрополичьему посельскому Гриде Пятину на Андреевский наволок, в Костромском уезде, бывший у него в споре с Алексой Истобником.

Несмотря на то, что в грамоте никак не упоминается село Глазово, она замечательна тем, что описанный в ней события, судебное разбирательство, происходило совсем рядом, на заливном лугу на берегу реки.

Первые же строки грамоты сообщают нам место действия:

По грамоте великого князя Ивана Ивановича, став на пожне на реке на Соти, против хрестца, меж наволоком Березовым да Озерковым, сей суд судил Сартак.

"Хрестец на Соти" - это хорошо известное урочище Крестец на левом берегу реки чуть ниже Глазова. В документах оно всегда числилось как пустошь. Крестец - типичный Ц-топоним, означающий особенности местности.

Крестец - значит перекрёсток. В Ярославской губернии было несколько деревень похожими названиями Крестцы (перекрёстки). В данном случае вероятно Крестец изначально обозначал перекрёсток межевых границ с рекой. Под этим названием место известно до сих пор.

Наволок - сенокосное угодье на низком приречном лугу. На таких заливных лужках была самая ценная, сочная трава.

В урочище Крестец с левой стороны в Соть впадает ручей Берёзовка. Наволок Березов это видимо лужок, расположенный по левому берегу от Глазова до устья Берёзовки. Озерков наволок - покосы ниже по течению, там где русло Соти ветвится и закручивается старицами и заводями, то есть озерками. Одна из стариц так и называется - Озерко.

Судился митрополичий посельский Гридя Пятин с Олексою Истопником.

Митрополичий посельский - управляющий вотчиной митрополита. Согласно писцовой книге 1501 года посельский Гридя Пятин проживал в сельце Бунькове. Там находилось подворье управляющего. Это место - возле современной деревни Покров на трассе Данилов-Середа. Личные земли митрополита московского простирались от устья Коньши до Глазова.

Олекса Истопник - это княжеский слуга, дворецкий, управляющий поместьем. Олекса по всей видимости базировался в селе Городище на левом берегу реки выше Глазова, где в древности находилась княжеская резиденция. Река Соть, разделяя митрополичьи и княжеские земли не являлась чёткой границей угодий, что порождало неизбежные межевые конфликты.

Межевые карты сотских наволоков (конец 18 века)
Межевые карты сотских наволоков (конец 18 века)

Так говорил Гридя Пятин: жалоба моя, господин, на того Олексу. Вот этот наволок Андреевский. Принадлежит, господин, этот наволок к Ильинской деревне. Ту Ильинскую деревню семнадцать лет назад выменял Филипп митрополит у Ивана Руна. Этот наволок Андреевский тогда косил крестьянин митрополичий. А нынче вот уже второй год Олекса этот наволок косит силой.

Здесь идёт отсылка к другой грамоте, в которой впервые упоминаются села Даниловское и Глазово. Семнадцать лет назад митрополит московский Филипп обменялся имениями с костромским воеводой боярином Иваном Руно. Митрополит отдал Даниловское село, взамен себе взял Глазово.

И судья спросил Олексу: отвечай!
И Олекса так сказал: то, господин, наволок Долгой, а тянет к деревне к Городищу, а земля эта великого князя, а в той деревне на Городище жили христиане Ивашко Ляпа, да Ивашко Валов, да Ивашко Порывка. Тот наволок Долгой косили те христиане, а после тех христиан этот наволок Долгой я кошу от Шолонского бою.

Олекса противоречит Гриде, утверждает, что рассматриваемое сенокосное угодье издавна входит в состав сенокосных угодий его села и зовётся не Андреевским, а Долгим.

Шолонский бой - знаменитая битва на реке Шелони, произошла в 1471 году между московскими войсками во главе с воеводой Даниилом Холмским и новгородским ополчением под командованием Дмитрия Борецкого. В результате битвы Новгород потерпел тяжёлое поражение, были уничтожены его лучшие воины, что предопределило окончательное поражение Новгорода и подчинение его Москве.

Клавдий Лебедев. "Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча". (1889). Государственная Третьяковская галерея
Клавдий Лебедев. "Марфа Посадница. Уничтожение новгородского веча". (1889). Государственная Третьяковская галерея

Интересно, что для крестьян Сотской волости Костромского уезда это событие является наиболее заметным и впечатляющим. Таким, что именно от него они ведут отсчет времени событий. Возможно указанный Олекса Истопник принимал участие в походе на Новгород. С точки же зрения современного учебника по истории самой главной датой 15 века является 1480 год - нашествие хана Ахмата и окончание ордынского владычества.

И судья спросил Олексу: где же те христиане Ивашко Ляпа, да Ивашко Порывка, да Ивашко Валов?
И Олекса так сказал: Ивашко Ляпа да Ивашко Валов, те, господин, умерли, а Ивашко Порывка, тот у князя Ивана у Жирого в холопах.

Князь Иван Жирой - это возможно князь из ярославской династии, основатель дворянской фамилии Жировых-Засекиных.

И судья спросил посельского Гридю: есть ли у тебя знающие люди, кому это известно, что тот наволок Андреевский и тянет, как ты говоришь, к митрополичьей деревне к Ильинской?

Термин "тянет" в старинном землевладении обозначал "входит в состав земельных угодий села, общинная собственность".

И Гридя так сказал: известно это, господин, Данилу Кадникову, Родиону Бодяке, Петруше Данилову, Митене Андрееву, Тереху Харину, Русану Михайлову, Андрею Бурку, что тот наволок Андреевской и тянет к митрополичьей деревне Ильинской. Русан, когда жил под митрополитом, семь лет подряд косил, а на восьмое лето Андрей Бурко косил, а в другие годы все они косили на митрополита помочью. И другим христианам, Данилу, Петруше, Родиону, Мите, Тереху ведомо, что после обмена с Иваном Руновым косили митрополичьи христиане тот наволок Андреевской.

Косить помочью - значит сообща, вместе, в помощь митрополичьему слуге.

Гридя Пятин называет наволок Андреевским возможно по имени крестьянина Андрея Бурко. Из текста грамоты неясно где находился этот наволок, предмет спора, по всей видимости это было непосредственно то место, где и проходил суд. Напротив Крестца, значит дело происходит на "митрополичем", правом берегу Соти.

-4

И перед судьею Данило, Петруша, Родион, Митя, Терех, Русан, Бурко были представлены.
И судья спросил Данила и его товарищей: скажите, братья, кто косит этот наволок, и к которой деревне он тянет?
Русан так сказал: это, господин, наволок Андреевский, и тянет к митрополичьей деревне к Ильинской, а я тот наволок семь лет косил подряд.
Андрей Бурко так сказал: а я, господин, после Русана одно лето косил.

Слово товарищ, как видим, используется уже в 15 веке. В его корне слово "товар". Первоначальное значение слова товарищ - друг по товару, бизнес-партнер.

Судья обращается к крестьянам словом "братья", имея в виду "братья во Христе, крещёные".

Низовья Соти
Низовья Соти

А Данило, Петруша, Родион, Митя и Терех так сказали: это наволок Андреевский и тянул он исстари к деревне Ильинской. Мы помним, господин, что лет тридцать назад в той деревне Ильинской жил Гридя Батин, бобровник великой княгини. Он этот наволок Андреевский косил. Когда митрополит Филип менялся с Иваном Руном, с тех пор прошло семнадцать лет. Эти семнадцать лет косил тот наволок Русан, а Бурко прошлым летом косил. А иногда, господин, мы сообща на митрополита косили. А Олекса тот наволок Андреевской покосил силой два лета подряд, в прошлом да позапрошлом годах. И пристава от великого князя приводил посельской Гридя на того Олексу на том наволоке, это нам, господин, ведомо.

Свидетели со стороны митрополичьего посельского упоминают про некоего Гридю Батина, бобровника великой княгини. Они помнят события 30-летней давности. Тем самым они показывают свою компетентность в вопросах местного землепользования. Также они ссылаются на обмен митрополита Филиппа, факты которого можно было легко подтвердить грамотами.

И судья спросил Олексу: кому же то ведомо, что тот Ивашко Валов, да Ивашко Ляпа, да Ивашко Порывка жили на Городищи, а тот наволок косили, а после тех христиан, сказываешь ты, косили от Шолонского бою тот наволок?
И Олекса так рек: ведомо, господине, Никите Брянцеву да Олексею Чечюле.

Село Городище существовало в 15 - 17 веках на левом берегу реки Соть рядом с нынешней деревней Понизовки при впадении речки Темши. В селе были две деревянные церкви и двор княжеского посадника.

Название Городищи сообщает о наличии на месте села в ещё более ранние времена укреплённого поселения - княжеского городка. Вблизи этих мест была деревня Князево. Всё это свидетельствует о наличии в 13-14 веках на Соти вотчины какого-то князя. Своих князей на Костроме не бывало со времён Василия Квашни, поэтому речь идёт о костромском наместнике-воеводе. Им например мог быть князь Юрий Патрикеевич, воевода на Костроме в период 1433 - 1439 гг.

село Глазово
село Глазово

И перед судьею Никита и Алексей встали.
Судья спросил Никиту и Алексея: скажите, братья, куда тот наволок тянет, кто его косит?
Никита и Алексей так ответили: это, господин, наволок Долгой, а земля великого князя. Тянет он, господин, к деревне к Городищу, а в той деревне жили христиане Ивашко Валов, да Ивашко Ляпа, да Ивашко Порывка. Они тот наволок Долгой косили, а после тех христиан та деревня Городище досталась Олексе, и Олекса тот наволок косил от Шолонского бою. Это все что нам, господин, ведомо.

Доводы свидетелей со стороны Олексы выглядели слабее показаний митрополичьих крестьян. Во-первых, они просто проиграли по счёту - двое против семерых. Во-вторых, жители Городища повторили слова Олексы, не прибавив к ним ни слова. В то время как Ильинские жители существенно дополнили рассказ посельского управляющего непротиворечивыми деталями и подробностями.

-7

И судья Сартак перед великим князем Иваном Ивановичем обоих истцев, митрополичя посельского Гридю Пятина и Олексу истобника, поставил и сказали, что им суд таков был, что в сей грамоте писано.
И потому князь великий Иван Иванович велел судье Сартаку посельского Гридю Пятина оправить, и наволок Андреевский велел присудить к митрополичьей деревне Ильинской, а Олексу Истопника велел обвинить лета 7002, коли был князь великий на Костроме.
А на суде были мужи: Василей Чиж, Ермола Костин, Фома Афонасов да Ивашко Гаврилов.

У судьи необычное, восточное имя - Сартак. Вероятно это выходец из боярской среды, много провёл времени в Орде, вследствие чего и приобрел такое прозвище. Слово Сартак происходит от термина "сарт" - горожанин, купец. Позже так называли жителей городов в Узбекистане.

Особо стоит отметить, что в грамоте величается великим князь Иван Иванович, хотя указанное время (конец 15 века) ещё принадлежит периоду правления Ивана III-го Великого. Дело в том, что Иван Иванович - это старший сын, в то время наследник великого княжения. С 1470 году было приказано его также величать великим князем. Этот период историки даже рассматривают как дуумвират, правление двух монархов.

В сборнике Черепнина грамота об Андреевском наволоке датируется 1493 г. Но великий князь-наследник Иван Иванович Молодой скончался в 1490 г. По всей видимости события судебной тяжбы возле Глазова, описываемые в грамоте, имели место не позже 1489 года, через 18 лет после Шелонской битвы.

Стенопись Архангельского собора с изображением Ивана Ивановича Молодого, 1652 - 1666 гг.
Стенопись Архангельского собора с изображением Ивана Ивановича Молодого, 1652 - 1666 гг.

Спасибо, что дочитали до конца. Лайки, подписка приветствуются. Следите за дальнейшими приключениями наших деревень!