У нас есть десятилетняя дочь, и мы обеспокоены тем, что она хулиганка. В школе произошло несколько инцидентов, когда она нападала на невинных детей, высмеивала и даже толкала их. Мы считаем, что учили её лучшему. Сейчас мы чувствуем себя совершенно потерянными — как нам реагировать и двигаться вперед?
Обнаружить, что ваш ребёнок ужасно ведёт себя по отношению к другим, очень неприятно! Особенно, если вы намеренно учили её иному.
Когда наши дети ведут себя вызывающе, мы часто сосредотачиваемся на конкретном поведении, надеясь пресечь его в зародыше. Это похоже на то, как садовник атакует листья сложного дерева. Это краткосрочное решение, но оно не решает реальную проблему – корни дерева. Чтобы добраться до корней, нужны копания и грязная работа. Точно так же устранение только проблемного поведения ребёнка не исправит его. Нам нужно добраться до корней – под поверхностью – чтобы наилучшим образом помочь ребёнку.
Что происходит в жизни вашего ребёнка
Родителям необходимо в первую очередь задуматься о том, что происходит в жизни их ребёнка. Хорошо ли складывается её домашняя и школьная жизнь?
Дома детям нужны чёткие ограничения, чтобы они чувствовали себя принятыми и любимыми. Им нужно внимание (хорошее!), даже когда вы заняты или отвлекаетесь. Самое главное, вам нужно убедиться, что вы хорошо проводите время вместе всей семьёй. Для ребёнка любовь обозначается как ВРЕМЯ.
В школе дети должны чувствовать себя в безопасности. Им нужно иметь друзей и чувствовать, что они могут успевать за уроками (или могут получить помощь, если она им понадобится). Вне школы им нужны хобби, спорт или другие интересы по их выбору. Им нужно иметь место, куда они могут пойти, где они чувствуют себя компетентными и где они могут построить безопасные и позитивные отношения. И им необходимо чувствовать, что у них есть какой-то выбор и воля в жизни.
Учимся сопереживать
Большинство программ и методов предотвращения хулиганства не работают. Но есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, но которые обычно не упоминаются в программах по борьбе с хулиганством.
Лучший способ уменьшить агрессивное поведение — научить детей сопереживать другим. Но чтобы сопереживать другим, детям необходимо развивать сильный эмоциональный интеллект. Им необходимо уметь понимать, что они чувствуют, и развивать навыки регулирования своих сильных эмоций. Тогда они смогут начать понимать, что чувствуют другие, и определить правильный способ действий.
Это сложный процесс, но он чрезвычайно полезен для выявления корня проблемы. Но вам также нужна стратегия, которая позволит немедленно решить эту проблему. Я бы предложила пятиэтапный процесс.
Пятиэтапный процесс
Во-первых, осторожно занимайте ребёнка. Если вы расстроены, найдите время, чтобы прийти в себя и при необходимости попросите ребёнка сделать то же самое. Мы не можем эффективно воспитывать детей, когда расстроены, а наши дети плохо слушают, когда расстроены. А когда мы проявляем мягкость и понимание, мы также моделируем поведение, о котором просим.
Во-вторых, когда вы цените добрые намерения и искреннее стремление, вы можете понять точку зрения ребёнка и более эффективно направлять его.
В-третьих, обратите внимание на страдания другого ребёнка: «Когда ты сказала подруге уйти, ей стало грустно». Этот шаг помогает ребёнку почувствовать то, что чувствуют другие. Цель здесь – тренировать сердца детей. Это тонкая работа!
В-четвёртых, развивайте эмоциональный интеллект и сочувствие, прося ребёнка увидеть точку зрения жертвы и принять её точку зрения: «Я думаю, твоя подруга просто хотела быть с тобой». Сердце и разум, работающие вместе, являются очень мощным инструментом!
В-пятых, как только ваш ребёнок почувствует, что его понимают (и станет спокоен и умиротворён), помогите ему подумать о том, как исправить ситуацию: «Как мы можем помочь твоему однокласснику почувствовать себя вовлечённым, не разрушая при этом вашу игру?» Когда ваш ребёнок спокоен и его сердце в порядке, он будет более творческим и чутким.
Этот процесс займёт много времени. Воспитание детей в таких сложных ситуациях не является быстрым и удобным делом, а представляет собой большую и постоянную жертву. Возможно, потребуется несколько повторений пяти шагов, прежде чем ваш ребёнок будет готов проявить сострадание к другим. Но в конечном итоге вы дадите ему возможность разработать полезные и позитивные стратегии решения проблем.